Классификация речевых нарушений

В логопедии выделяют две основные классификации речевых нарушений: клинико–педагогическую и психолого–педагогическую. Может показаться, что классификации противоречат друг другу, но это не так, они рассматривают одни и те же явления с разных точек зрения: клинико педагогическая делает акцент на причинах речевых нарушений, а психолого-педагогическая — на проявлениях речевых нарушений, симптомах и методах коррекционной работы.

Оглавление
  1. Клинико–педагогическая классификация
    1. Нарушения устной речи
    2. Нарушения письменной речи
  2. Психолого–педагогическая классификация
    1. Нарушения средств общения
    2. Нарушения в применении средств общения
  3. Сводная таблица речевых нарушений

Клинико–педагогическая классификация

Клинико–педагогическая классификация речевых нарушений

Клинико-педагогическая классификация опирается на медицинский аспект нарушения, и на основе психолого-лингвистических критериев выделяет две группы нарушений: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Виды нарушений устной речи

Нарушения внешнего высказывания

Нарушения внутреннего оформления высказывания

Виды нарушений письменной речи

Психолого–педагогическая классификация

Психолого–педагогическая классификация речевых нарушений

Психолого–педагогическая классификация строится на основе лингвистических и психологических критериев среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной). Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

Виды нарушений средств общения

Виды нарушений в применении средств общения

Нарушения письма и чтения в психолого–педагогическая классификация не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи, а рассматриваются в составе фонетико–фонематического и общее недоразвития речи.

Классификация речевых нарушений (сводная таблица)

Клинико-педагогическая классификация
Нарушения устной речиНарушение письменной речи
Нарушения внешнего высказывания:
  • Дисфония
  • Брадилалия
  • Тахилалия
  • Заикание
  • Дислалия
  • Ринолалия
  • Дизартрия
Нарушения внутреннего оформления высказывания:
  • Алалия
  • Афазия
  • Дисграфия
  • Дислексия
Психолого–педагогическая классификация
Нарушения средств общенияНарушения в применении средств общения
  • Фонетико–фонематическое недоразвитие речи
  • Общее недоразвитие речи
  • Заикание

Источники: