Часто задаваемые вопросы логопеду

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, на этой странице вы найдёте ответы на часто задаваемые вопросы про логопедические занятия с малышами. Для удобства я разбила ответы на три блока: организационные, онлайн занятия и нарушение речи у малышей.

Если вы планируете водить малыша ко мне на занятия и не нашли интересующего вас ответа, то не стесняйтесь задать вопрос мне в личном сообщении или по телефону.

Организационные вопросы

Проводите ли вы логопедический массаж?

Нет, я не провожу логопедический массаж. Я за проведение логомассажа когда это действительно необходимо, но сама не практикую его по нескольким причинам:

  • логопедический массаж необходим далеко не во всех случаях нарушения речи у детей;
  • процедура массажа не всегда приятна малышу и может вызвать у него нежелание продолжать обычные занятия у того же логопеда;
  • логомассаж требует постоянной практики и специальных инструментов — зондов.

Если малышу необходим курс логопедического массажа, я рекомендую обратится к другому логопеду, специализирующемуся на проведении логомассажа.

Берете ли вы малышей с синдромом Дауна?

Я стараюсь брать на занятие всех деток, но если у малыша наблюдаются отклонения психического или физического характера (синдром Дауна, ДЦП, аутизм, ЗПР), то я рекомендую родителям обращаться к дефектологу (логопеду–дефектологу) — специалисту в области коррекционной педагогики. Дефектологи имеют больше опыта работы с детьми с особенностями развития, их занятия длятся дольше и в своей работе они используют специальные адаптированные пособия. Например, если у логопеда занятие длится 30 минут (после этого внимание малышей рассеивается), то детям с особенностями это время потребуется только для того чтобы успокоиться в новой обстановке и приступит к занятию. Там где логопед показывает малышу картинку медведя, дефектолог покажет малышу с синдромом Дауна, не изображение, а фигурку медведя. Кстати, это вовсе не означает, что всех детей лучше отправлять к дефектологу, чем к логопеду, это показывает только то, что у каждого специалиста своя «аудитория» малышей.

Можно ли у вас получить справку для садика?

Нет, у меня нельзя получить справку с печатью для садика. Для получения такой справки я рекомендую обратиться в районную поликлинику.

Проводите ли вы очные занятия?

Нет, с марта 2020 года я не провожу очных занятий в логокабинете, логопедические занятия с малышами проходят онлайн.

Со скольки лет вы берете малышей на занятия?

Онлайн занятия подходят для малышей старше 4 лет.

Онлайн занятия

Можно ли отменить или перенести занятие?

Да, отменить занятие можно и никаких штрафных санкций за это не предусмотрено. Если малыш заболел в день занятия, просто позвоните или напишите мне, а если планируете уехать в отпуск или отправить малыша на какое-то время к бабушке, то сообщите заранее, чтобы я успела скорректировать свой график.

Может ли мама присутствовать на занятии?

В присутствии мамы или папы на занятии с логопедом нет ничего плохого. Например, для детей 2–3 лет это почти обязательное условие: в присутствии родителей малыши чувствуют себя увереннее, особенно на этапе знакомства с новым человеком.

Иногда присутствие мамы нежелательно: некоторые дети в присутствии родителей становятся капризны или чувствуют себя сковано. В таких случаях лучше отказаться от присутствия на занятиях, если только логопед сам не попросит об этом.

Как маме вести себя на занятии?

Если родители присутствуют на занятии, то лучший вариант — мама внимательно смотрит на то, какие упражнения выполняет логопед. В этом случае ей легче выполнять домашнее задание, повторяя увиденное на уроке.

Я не запрещаю, чтобы мама подсказывала малышу, если он растерян и взглядом или словом ищет помощи у мамы. Главное выдержать паузу и понять, что малышу действительно нужна подсказка.

Ошибка некоторых мам — стеснение своего малыша. Например, малыш не может назвать, что изображено на картине, которую показывает логопед. Мама, стесняясь, что малыш не может ответить на элементарный вопрос говорит: «Ну как же ты не знаешь?! Это же самолёт». «Вы знаете, — обращается она ко мне, — мы просто никогда не летали на самолёте, поэтому он и не знает». Не стоит этого делать. Занятие с логопедом — не экзамен, здесь не оценивают, а помогают малышам. Адекватный специалист прекрасно знает, что даже небольшой стресс может привести ребёнка в ступор при ответе на самые элементарные вопросы.

Как отказаться от дальнейших занятий?

Если вы решили больше не посещать занятия, пожалуйста, не стесняйтесь сразу написать мне об этом. Причину сообщать не надо, просто напишите: «Елена, мы решили больше не ходить на занятия». Поверьте, ваш отказ не обидит меня. Наоборот, если вы заранее предупредите меня, я смогу скорректировать свой график и передать ваше время другим родителям.

И самое важное, если спустя время вы вновь решили посещать занятия, не стесняйтесь написать мне, я буду рада снова вас видеть.

Обязательно ли иметь гарнитуру?

Нет, гарнитура (наушники с микрофоном) на занятиях не нужна. Главное чтобы малыш хорошо слышал меня и в комнате где он занимается не было посторонних шумов, чтобы я тоже могла его хорошо слышать.

Сколько длится занятие?

Онлайн занятие длится 30 минут. Под тридцатиминутным занятием подразумевается «чистое время», т. е. время занятия начинает идти не с момента подключения к конференции, а только когда мы начали заниматься.

В какой программе проходят онлайн занятия?

Для занятий потребуется скачать и установить на свой компьютер, планшет или телефон бесплатную программу Zoom. Я также рекомендую установить Skype в качестве запасного варианта, на случай если Zoom будет временно не работать.

Где скачать Zoom:

Где скачать Skype (для компьютера и мобильного): https://www.skype.com/ru/get-skype/

Нарушение речи у малышей

Мой ребёнок боится врачей, сможет ли он заниматься с логопедом?

Если малыш боится врачей (людей в белых халатах и масках), то это не препятствие для логопедических занятий. Логопед не врач и поэтому не носит белых халатов и масок. Исключения: поликлиника, где логопед может ходить в халате, и логопедический массаж, когда логопед может надевать маску.

Логопедические занятия проходит в игровой форме и больше похожи на уроки английского или математики с репетитором, чем на посещение врача. 

За сколько занятий можно поставить звук?

В лёгких случаях звук «ставится» за 1–2 занятия с логопедом, в сложных потребуется от 1 до 3 месяцев. Срок может зависеть от количества звуков, которые ребёнок не выговаривает, и диагноза. Например, если дошкольнику поставили диагноз «Дислалия», ему необходима только небольшая коррекция в силу того, что ребёнок просто неправильно произносит некоторые звуки. В то время как при «Дизартрии» проблемы с речью вызваны неврологическими заболеваниями и требуют больше времени на коррекцию.

Процесс постановки звука не заканчивается когда ребёнок научился его правильно произносить. После постановки идет процесс автоматизации — закрепление правильных движений артикуляционного аппарата при произношении звука (изолированно, в слогах, в словах и предложениях). Автоматизация звука может занять от нескольких недель до года. На этом этапе очень важна степень вовлечённости родителей: чем больше вы занимаетесь дома (выполняете домашние задания и рекомендации логопеда), тем быстрее достигнете результата.

Сколько нужно заниматься?

Развитием речи ребёнка желательно заниматься ежедневно по 15–30 минут. Например, если вы водите ребёнка к логопеду два раза в неделю, то остальные 5 дней вы занимаетесь с малышом самостоятельно, выполняя домашнее задание.

С какого возраста ребёнку нужен логопед?

Если речь ребёнка развивается нормально, у него нет задержек в речевом развитии, выявленных врачом-неврологом, то логопед начинает работать с ребёнком в возрасте 4 лет.

Нужен ли моему ребенку логопед?

Логопед обязателен:

  • для детей с задержками в речевом развитии, выявленными врачом-неврологом;
  • для детей от 4 лет, которые неправильно произносят или искажают звуки;
  • для детей от 6 (подготовительная группа детского сада), которые не выговаривают хотя бы один или два звука.

Что рассказывать логопеду о малыше, а что нет?

«Занимались ли вы с логопедом?» и «Какой диагноз поставил невролог?» — одни из первых вопросов, которые я задаю родителям. Я щитаю, что родителям не стоит бояться подобных вопросов и что-то скрывать. Чем откровеннее вы с логопедом, тем быстрее он сможет включиться в работу с малышом и выработать правильный план исправления недостатков речи.

Некоторые логопеды требуют у родителей справки от невролога. Я считаю это излишним, у меня нет оснований не доверять словам мамы.

Что делать если ребенок не хочет заниматься с логопедом?

Первое что надо выяснить — реальную причину отказа ребёнка от занятий. Возможно это лишь эмоциональная усталость или лень, а возможно, конкретный специалист не подходит вашему ребёнку.

В первом случае можно ненадолго отложить логопедические занятия и дать малышу передышку. Во втором, разобраться что беспокоит ребёнка. Возможно, малыш не любит врачей, а логопед носит белый халат или надевает маску во время логопедического массажа и это пугает ребенка.

Не стоит скрывать от логопеда эмоциональные переживания малыша после занятий и продолжать заниматься через слезы, не выяснив настоящую причину отказа.

Занимается ли логопед с детьми которые совсем не разговаривают?

Если малыш 3–5 годам не говорит, то посещение логопеда — обязательное условия, что к моменту поступления в школу у ребёнок будет правильно выговаривать все звуки.

Кто ставит диагноз, логопед или невролог?

Давайте разберёмся, что такое диагноз, кто такие невролог (невропатолог) и логопед.

Диагноз — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого (ребёнка).

Невролог — врач, получивший высшее медицинское образование. Кстати, невропатолог и невролог это один и тот же специалист. Термин невропатолог в считается устаревшим и не употребляется в официальных документах.

Логопед — специалист с высшим педагогическим образованием.

Разобравшись в терминах, становится понятно, что диагноз ставит невролог. Логопед может самостоятельно выявить признаки речевого нарушения и рекомендовать посетить невролога, но логопедическое обследование не является официальным медицинским документом.

Может ли ребёнок заниматься английским если посещает логопеда?

Идеальный вариант — рёбенок, активно занимающийся с логопедом, не посещает других речевых занятий и секций, требующих сильного эмоционального напряжения.

Если у ребёнка нет серьезных речевых отклонений и вы не пытаетесь втиснуть занятия с логопедом между уроками по английскому, танцам, шахматам и плаванию, то вреда от параллельного изучения иностранного языка не будет.