Часто задаваемые вопросы

Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, на этой странице вы найдёте ответы на часто задаваемые вопросы логопеду.

Организационные вопросы

Как записаться на онлайн занятие?

Для того чтобы начать заниматься с логопедом, малышу необходимо пройти диагностику. Обратите внимание, что даже если вы проходили логопедического обследование у другого логопеда, первое занятие у меня всё равно будет проходить в форме диагностики.

Проводите ли вы очные занятия?

Нет, с марта 2020 года все занятия с малышами проходят только в онлайн формате.

Со скольких лет вы берёте детей на занятия?

На логопедические онлайн занятия я беру детей старше 4 лет. Как исключение, я провожу диагностику с малышами от 3 лет (при обязательном активным участии мамы).

Можно ли отменить или перенести занятие?

Да, отменить занятие можно и никаких штрафных санкций за это не предусмотрено. Если малыш заболел в день занятия, просто позвоните или напишите мне, а если планируете уехать в отпуск или отправить малыша на какое-то время к бабушке, пожалуйста, сообщите заранее, чтобы я успела скорректировать свой график.

Если по каким-то причина вы решили вообще отказаться от дальнейших занятий, пожалуйста, не стесняйтесь сразу написать мне об этом. Причину сообщать не надо, просто напишите: «Елена, мы решили больше не ходить на занятия». Поверьте, ваш отказ не обидит меня. При этом, я смогу скорректировать свой график и передать ваше время другим родителям. Если спустя какое-то время вы вновь решили вернуться к занятиям, то не стесняйтесь написать мне, я буду рада вас видеть снова.

Что делать если опаздываете?

Если вы чувствуете, что опаздываете и не сможете начать заниматься в оговорённое время, пожалуйста, напишите мне сообщение. Возможно, я смогу сдвинуть своё расписание так, чтобы не пострадал малыш, который занимается после вас. В любом случае, я перезвоню или напишу вам и мы уточним детали.

Я прошу писать мне сообщение, а не звонить, из-за того, что во время занятий я не отвечаю на телефонные звонки.

В какой часовой зоне вы находитесь?

Онлайн занятия проходят по часовой зоне Москвы, Россия (часовой пояс UTC+3).

Есть ли у вас абонемент или скидки?

К сожалению, у меня нет абонементов и скидок. В то же время, я гарантирую фиксированную стоимость — вы продолжите заниматься по цене которую заплатили на первом занятии, даже если цена занятия для «новеньких» поднялась.

Как оплатить занятие?

Оплатить занятия можно по номеру банковской карты или переводом банковский счёт (подробнее).

Сколько раз в неделю проходят занятия?

Вы сами выбираете интенсивность занятий. Я рекомендуем заниматься не менее двух раз в неделю, идеальный вариант — три раза и обязательное выполнение домашних заданий.

Что приготовить на занятие?

Перед занятием желательно подготовить «рабочее место» малыша: убрать со стола отвлекающие внимание предметы, настроить камеру и освещение, а если вы используете для занятий телефон или планшет, убедитесь что он крепко закреплён на столе и не упадёт от неловкого движения малыша. Обязательно проследите, чтобы перед занятием малыш помыл руки с мылом.

Можно ли заниматься из кафе или гостей?

Занятия в незнакомой обстановке и в присутствии большого количества людей могут отвлекать малыша и мешать занятию, поэтому я не рекомендую заниматься из кафе или в гостях. Но, к сожалению, мы живём не в идеальном мире, поэтому такие занятия возможны как исключение и даже были в моей практике.

У меня двое детей, можно ли заниматься одновременно?

К сожалению, заниматься одновременно не получится. Онлайн занятие выстраиваются индивидуально под каждого малыша. При этом, я не запрещаю если мама с другим малышом тоже находятся в комнате и малыш наблюдает как его старший брат или сестра занимается. Главное, чтобы это не мешало занятию.

Можно ли у вас получить справку для детского сада и школы?

Нет, справки для детского сада и школы я не выдаю. Для получения справки, я рекомендую обратиться в ближайшую районную детскую поликлинику где есть логопед и по полису ОМС бесплатно оформить требуемый образовательной организацией документ.

Должен ли ребёнок знать русский язык чтобы у вас заниматься?

Да, малыш должен уметь говорить на русском языке, иначе ему будет скучно на занятиях.

Технические вопросы

В какой программе проходят занятия?

Для занятий потребуется скачать и установить на свой компьютер, планшет или телефон бесплатную программу Zoom (инструкция).

Нужна ли для занятий гарнитура?

Нет, гарнитура (наушники с микрофоном) на занятиях не обязательна. Главное, чтобы малыш хорошо слышал меня и в комнате где он занимается не было посторонних шумов, чтобы я тоже могла его хорошо слышать.

Можно ли заниматься с телефона?

Надеюсь вы не будете спорить, что заниматься на большом экране ноутбука или компьютера намного удобнее. На маленьком экране ребенку сложнее разглядеть презентации и артикуляцию логопеда. Но выбор оборудования для занятий всегда лежит на родителях, и если вы все же решили заниматься на телефоне, обязательно убедитесь что гаджет крепко закреплён на столе и не упадёт от неловкого движения малыша.

Что делать если в время занятия возникли технические проблемы?

Если вам не удаётся подключиться к занятию или во время занятия произошёл технический сбой, не волнуйтесь, а позвоните или напишите мне в мессенджере. Если проблема связана с Zoom, то мы попробуем перенести занятия в Skype и наоборот. Если проблему не получится решить, то мы перенесём занятие на другое время или день. Ваше занятие не пропадёт!

Общие вопросы логопеду

Кто такой логопед?

Логопед — это специалист с высшим педагогическим образованием, который занимается диагностикой и коррекцией дефектов речи у детей и взрослых.

В каком возрасте идти к логопеду?

Если у ребёнка нет задержек в речевом развитии, выявленных врачом–неврологом в раннем возрасте, то логопед начинает работать с малышом старше четырёх лет.

Когда обязательно нужно обратиться к логопеду?

Консультация логопеда настоятельно рекомендуется детям:

  • с задержками в речевом развитии, выявленными врачом–неврологом;
  • от четырёх лет, которые неправильно произносят или искажают звуки;
  • старше шести лет (подготовительная группа детского сада), которые не выговаривают хотя бы один или два звука.

Занимается ли логопед с детьми которые совсем не разговаривают?

Если малыш к 3–5 годам не говорит, то посещение логопеда — обязательное условия, что к моменту поступления в школу ребёнок будет правильно выговаривать все звуки.

Кто ставит диагноз, логопед или невролог?

Давайте разберёмся, что такое диагноз, кто такие невролог (невропатолог) и логопед.

Диагноз — медицинское заключение о состоянии здоровья обследуемого (ребёнка).

Невролог — врач, получивший высшее медицинское образование. Кстати, невропатолог и невролог это один и тот же специалист. Термин невропатолог в считается устаревшим и не употребляется в официальных документах.

Логопед — специалист с высшим педагогическим образованием.

Разобравшись в терминах, становится понятно, что диагноз ставит невролог. Логопед может самостоятельно выявить признаки речевого нарушения и рекомендовать посетить невролога, но логопедическое обследование не является официальным медицинским документом.

Сколько нужно заниматься, чтобы занятия с логопедом были эффективны?

Развитием речи ребёнка желательно заниматься ежедневно по 15–30 минут. Например, если вы водите ребёнка к логопеду два раза в неделю, то остальные 5 дней вы занимаетесь с малышом самостоятельно, выполняя домашнее задание.

За сколько занятий можно поставить звук?

В лёгких случаях звук «ставится» за 1–2 занятия с логопедом, в сложных потребуется от 1 до 3 месяцев. Срок может зависеть от количества звуков, которые ребёнок не выговаривает, и диагноза. Например, если дошкольнику поставили диагноз «Дислалия», ему необходима только небольшая коррекция в силу того, что ребёнок просто неправильно произносит некоторые звуки. В то время как при «Дизартрии» проблемы с речью вызваны неврологическими заболеваниями и требуют больше времени на коррекцию.

Процесс постановки звука не заканчивается когда ребёнок научился его правильно произносить. После постановки идет процесс автоматизации — закрепление правильных движений артикуляционного аппарата при произношении звука (изолированно, в слогах, в словах и предложениях). Автоматизация звука может занять от нескольких недель до года. На этом этапе очень важна степень вовлечённости родителей: чем больше вы занимаетесь дома (выполняете домашние задания и рекомендации логопеда), тем быстрее достигнете результата.

Может ли ребёнок заниматься английским если посещает логопеда?

Идеальный вариант — рёбенок, активно занимающийся с логопедом, не посещает других речевых занятий и секций, требующих сильного эмоционального напряжения.

Если у ребёнка нет серьезных речевых отклонений и вы не пытаетесь втиснуть занятия с логопедом между уроками по английскому, танцам, шахматам и плаванию, то вреда от параллельного изучения иностранного языка не будет.

Мой ребёнок боится врачей, сможет ли он заниматься с логопедом?

Если малыш боится врачей (людей в белых халатах и масках), то это не препятствие для логопедических занятий. Логопед не врач и поэтому не носит белых халатов и масок. Исключения: поликлиника, где логопед может ходить в халате, и логопедический массаж, когда логопед может надевать маску.

Логопедические занятия проходит в игровой форме и больше похожи на уроки английского или математики с репетитором, чем на посещение врача.

Что делать если ребенок не хочет заниматься с логопедом?

Первое что надо выяснить — реальную причину отказа ребёнка от занятий. Возможно это лишь эмоциональная усталость или лень, а возможно, конкретный специалист не подходит вашему ребёнку.

В первом случае можно ненадолго отложить логопедические занятия и дать малышу передышку. Во втором, разобраться что беспокоит ребёнка. Возможно, малыш не любит врачей, а логопед носит белый халат или надевает маску во время логопедического массажа и это пугает ребенка.

Не стоит скрывать от логопеда эмоциональные переживания малыша после занятий и продолжать заниматься через слезы, не выяснив настоящую причину отказа.

Может ли мама присутствовать на занятии с логопедом?

В присутствии мамы или папы на занятии с логопедом нет ничего плохого. А для маленьких и стеснительных детей это почти обязательное условие: в присутствии родителей малыши чувствуют себя увереннее, особенно на этапе знакомства с новым человеком.

Иногда присутствие мамы нежелательно: некоторые дети в присутствии родителей становятся капризны или чувствуют себя сковано. В таких случаях лучше отказаться от присутствия на занятиях, если только логопед сам не попросит вас об этом.

Как маме вести себя на занятии?

Если родители присутствуют на занятии, то лучший вариант — мама внимательно смотрит на то, какие упражнения выполняет логопед. В этом случае ей легче выполнять домашнее задание, повторяя увиденное на уроке.

Я не запрещаю, чтобы мама подсказывала малышу, если он растерян и взглядом или словом ищет помощи у мамы. Главное выдержать паузу и понять, что малышу действительно нужна подсказка.

Ошибка некоторых мам — стеснение своего малыша. Например, малыш не может назвать, что изображено на картине, которую показывает логопед. Мама, стесняясь, что малыш не может ответить на элементарный вопрос говорит: «Ну как же ты не знаешь?! Это же самолёт». «Вы знаете, — обращается она ко мне, — мы просто никогда не летали на самолёте, поэтому он и не знает». Не стоит этого делать. Занятие с логопедом — не экзамен, здесь не оценивают, а помогают малышам. Адекватный специалист прекрасно знает, что даже небольшой стресс может привести ребёнка в ступор при ответе на самые элементарные вопросы.

Возможна ли постановка звука онлайн?

Да, поставить звук онлайн реально. В большинстве случаев постановка звука не требует механического воздействия: логопедического массажа или использования логопедических зондов. Например, звук можно поставить по подражанию или от другого звука.

Что рассказать логопеду о малыше?

«Занимались ли вы с логопедом?» и «Какой диагноз поставил невролог?» — одни из первых вопросов, которые я задаю родителям. Я считаю, что родителям не стоит бояться подобных вопросов и что-то скрывать. Чем откровеннее вы с логопедом, тем быстрее он сможет включиться в работу с малышом и выработать правильный план исправления недостатков речи.

Некоторые логопеды требуют у родителей справки от невролога. Я считаю это излишним, у меня нет оснований не доверять словам мамы.