Что такое постановка звуков

Постановка звуков — это процесс во время которого малыш, при активном участии логопеда и родителей, учится правильно произносить звуки русской речи.

Постановка звуков состоит из четырёх этапов: подготовительного, этапа постановки изолированного звука, этапа автоматизации и этапа дифференциации. Давайте теперь более подробно разберём каждый из них.

Оглавление
  1. Подготовка
  2. Изолированный звук
  3. Автоматизация
  4. Дифференциация

Подготовительный этап

На первом этапе мы подготавливаем артикуляционный аппарат малыша к произношению звуков русской речи: малыш занимается пальчиковой и артикуляционной гимнастикой, учится правильно дуть, воспринимать и различать на слух звуки родной речи. Чем лучше будет подготовлен артикуляционный аппарат малыша на этом этапе, тем легче ему будет учится правильно произносить новые для него звуки.

Особенность подготовительного этапа такова, что очень много здесь зависит от времени, затраченного родителями на выполнение домашних заданий и закрепления разученных на занятии с логопедом упражнений.

Этап постановки изолированного звука

После того, как мама и логопед подготовили артикуляционный аппарат малыша к произношению звуков, логопед начинает учить малыша правильно произносить отдельные звуки, например, звуки С, Ш, Р, то есть те звуки, ошибки в произношении которых были выявлены логопедом на диагностике.

На этапе постановки изолированного звука, в отличии от подготовительного, главную роль играет логопед и родители должны внимательно выполнять его рекомендации и ни в коем случае не торопиться, поощряя или заставляя малыша произносить новые и трудные для него звуки в словах и предложениях, когда он ещё не научился произносить эти звук изолированно.

Хорошая новость, если логопед и родители потратили достаточно времени на подготовительном этапе, у малыша отсутствуют неврологические нарушения, например, дизартрия, то поставить звук можно за несколько занятий.

Этап автоматизации звука

Когда малыш уже научился правильно произносить отдельные звуки, можно переходить к следующему этапу — этапу автоматизации. Здесь малыш учится произносить трудные для него звуки сначала в слогах и словах, затем чистоговорках и стихах, и, наконец, в предложениях и спонтанной (заранее неподготовленной) речи.

Как правило, процесс автоматизации самый долгий. Если на постановку изолированного звука может потребоваться всего несколько занятий, то на его автоматизацию, то есть на время за которое малыш научится правильно произносить этот звук в повседневной речи не спотыкаясь на нем, может потребоваться от одного до нескольких месяцев.

На этапе автоматизации звуков, точно также, как и на подготовительном этапе, очень много зависит от родителей. Ежедневные пятнадцатиминутные занятия мамы с малышом, в дополнение к занятиям малыша с логопедом, позволят значительно сократить время введения трудных звуков в речь малыша.

Этап дифференциации звука

Следующим по списку, идет этап дифференциации — умения правильно употреблять в спонтанной речи схожие по звучанию звуки, например, Б и П, Д и Т.

Дифференциация звуков обычно проходит параллельно с этапом автоматизации и требуется далеко не всем малышам. Но бывает и так, что научившись произносить новый для него звук, малыш начинает заменять этим звуком схожие и, при этом, ранее правильно произносимые звуки. Например, сок становится шоком, лодка — роткой и так далее. Это очень пугает родителей, которые видят, что поставив один звук, мы испортили другой. Пугаться этого не стоит, здесь нет ничего страшного, упражнения по дифференциации звуков позволяют от этого избавиться.

Надеюсь, что эта статья поможет родителям лучше понять как строится процесс коррекции недостатков произношения у детей и почему, даже водя малыша к самому лучшему логопеду в городе, не стоит пренебрегать домашними заданиями.


Источники: