Постановка звука «Зь»
Мягкий звук «Зь» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к щелевым, по месту образования — к переднеязычным.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Зь».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Зь»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «има» и «ебра», вместо «зима» и «зебра»; искажение звука, например, когда ребёнок произносит звук межзубно;
- искажение — когда ребёнок произносит звук межзубно;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Зь» на «Вь», «Дь» или «Фь», например, произносит «велёнка», «дяблик» и «фемляника», вместо «зелёнка», «зяблик» и «земляника»;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, произносит «серно» вместо «зерно», и тут же вместо «синий» говорит «зиний».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Зь». Пример цепочки звуков: Зь, Р, Пь, Зь, К, И, З, Зь, П, Зь, О, Зь…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Зь». Пример цепочки звуков: ЗИ, ЗА, ПО, НА, ВЯ, ЗЮ, ЗЕ, СИ, РИ, ЗЁ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Зь». Пример цепочки слов: утюг, зебра, зеркало, дом, зерно, уж, змея, лезвие, брюки, хозяин, слово, магазин…
Постановка звука
Чаще всего выделяют два способа постановки мягкого звука «Зь»: по подражанию и от звука «Сь».
При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Зь»:
- кончик языка упирается в нижние передние зубы;
- губы растянуто в улыбке и не закрывают зубов;
- зубы сомкнуты или сближены;
- воздух выдувается с силой посередине языка;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
В отличие от твёрдого «З» средняя часть спинки языка поднимается к нёбу.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Зь».
Автоматизация мягкого звука «Зь» в прямых слогах:
- зе — зе — зе
- зи — зи — зи
- зя — зя — зя
- зе — зи — зя
- зё — зю — зё
- зя — зё — зе
Автоматизация мягкого звука «Зь» в обратных слогах:
- изьма — ёзьма — езьма
- ёзьма — езьма — юзьма
- юзьма — езьма — изьма
- язьма — ёзьма — езьма
- изьма — язьма — ёзьма
- юзьма — язьма — изьма
Автоматизация мягкого звука «Зь» в интервокальной позиции:
- азя — ёзя — юзя
- изя — озя — узя
- ызя — язю — ёзю
- язе — ёзё — юзе
- азю — озю — узю
- ызю — озё — азё
Автоматизация мягкого звука «Зь» в слогах со стечением согласных:
- зме — звю — зве
- зми — звё — змю
- нзи — бзя — бзе
- пзю — бзе — пзё
- пзя — зви — нзю
- пзё — пзя — пзю
Автоматизация мягкого звука «Вь» в словах:
Зебра, бузина, зефир, резина, розетка, зерно, зима, позиция, низина, призёр, землекоп, изюм, музей, зяблик, позёмка, земля…
Автоматизация мягкого звука «Зь» в словосочетаниях:
Верные друзья, тазик изюма, зябко зимой, Зина зевает, бузина в магазине, землянка под землей, взять друзей, зяблик на березе…
Автоматизация мягкого звука «Зь» в чистоговорках:
- Зи–зи–зи, Зи–зи–зи — обезьянку привези.
- Зе–зе–зе, Зе–зе–зе — комары летят к козе.
- Зя–зя–зя, Зя–зя–зя — спички в руки брать нельзя.
- Зей–зей–зей, Зей–зей–зей — посетили мы музей.
- Зёт–зёт–зёт, Зёт–зёт–зёт — зебра зеркало везет.
- Зя–зя–зя, Зя–зя–зя — зверей дразнить нельзя.
Автоматизация мягкого звука «Зь» в предложениях:
Лизе дали землянику. Я озябла на морозе. Козёл гоняет Тузика. На озере зелёная травка. Роза взяла корзину. Кузьма был в музее. Зина возила кузину на озеро. Зине подарили гвоздики.
Автоматизация мягкого звука «Зь» в стихах:
Зима, зима в Загорске.
Зима явилась в гости.
От белизны блестят дома,
Старинные часовенки.
Зима, зима! Пришла зима!
Загорск стоит, как новенький.
(А. Барто)
Автоматизация мягкого звука «Зь» в рассказах:
«ДРУЗЬЯ»
Зина и Зоя — друзья. Летом друзья ходят с корзинами за земляникой и грибами. Лазят за орехами. Загорают и купаются на озере. Пасут козу на зелёной траве. Возят на возах арбузы и зерно. Зимой Зина и Зоя на улице. Морозец их не пугает. Зимними вечерами они смотрят телевизор.
Источники:
- «Логопедическое пособие для детей», А. И. Богомолова;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.