Постановка звука «Ж»
Звук «Ж» — согласный, твёрдый, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к щелевым, по месту образования — к переднеязычным.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Ж».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения звука «Ж»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «аба» и «ало», вместо «жаба» и «жало»;
- искажение — когда ребёнок произносит звук межзубно;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Ж» на «Г», «Д» или «В», например, произносит «гурнал», «родок» и «вабры», вместо «журнал», «рожок» и «жабры»;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, произносит «лузок» вместо «лужок», и тут же вместо «зайка» говорит «жайка».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Ж». Пример цепочки звуков: П, Ж, В, Т, С, З, Ж, А, Ж, Ж, К, Т, Ж…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Ж». Пример цепочки звуков: ПУ, ЖЕ, ЖА, ТУ, НО, ЖИ, РА, КА, ЖУ, ПЕ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Ж». Пример цепочки слов: диван, жирафа, стол, жук, птица, пирожок, пижама, шутка, кошка, жаба, жадина…
Постановка звука
Чаще всего выделяют два способа постановки звука «Ж»: по подражанию и от звука «Ш» (путем подключения вибрации голосовых складок).
При правильном произнесении (артикуляции) звука «Ж»:
- губы округлены и слегка выдвинуты вперёд;
- зубы сближены;
- широкий кончик языка приподнят к альвеолам и образует щель с твёрдым нёбом, средняя часть спинки языка опускается, но края языка прижаты к боковым зубам, задняя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот.
- голосовые связки напряжены, колеблются и дают голос.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации звука «Ж».
Автоматизация звука «Ж» в прямых слогах:
- жа — жа — жа
- жо — жо — жо
- жа — жо — жу
- жу — жу — жи
- же — же — же
- жи — жу — же
Автоматизация звука «Ж» в обратных слогах:
- ажма — ожма — ужма
- ыжма — ожма — ужма
- ыжма — ужма — ажма
- южма — ужма — ежма
- ёжма — ужма — ежма
- яжма — южма — ижма
Автоматизация звука «Ж» в интервокальной позиции:
- ажо — ожа — ужа
- ыжа — ужо — ыжу
- ёжу — южо — ежо
- южи — ижи — ежи
- ажи — ожи — ыжи
- ажа — ижа — ежу
Автоматизация звука «Ж» в слогах со стечением согласных:
- бжи — вжо — вже
- вжа — вжу — вжо
- гжо — джа — мжа
- нжа — гжо — джо
- гжи — джи — мжи
- нжи — вжа — вжу
Автоматизация звука «Ж» в словах:
Жара, лыжи, пирожок, журавль, жук, жаба, абажур, флажок, багаж, ножи, журнал, пирожное, жасмин, жало, лыжник, ножницы, джемпер, ежи, кожа.
Автоматизация звука «Ж» в словосочетаниях:
Жёлтый флажок, обжора медвежонок, жук жужжит, ежи на лужайке, поджаренное мясо, лёгкий снежок, отважный жук, железная пружина, жаба в луже, бумажный солдатик.
Автоматизация звука «Ж» в чистоговорках:
- Жа–жа–жа, Жа–жа–жа — видели ужа.
- Жи–жи–жи, Жи–жи–жи — тут живут ежи.
- Жак–жак–жак, Жак–жак–жак — кожаный пиджак.
- Жу–жу–жу, Жу–жу–жу — я жилет вяжу.
- Же–же–же, Же–же–же — пижама на морже.
- Жом–жом–жом, Жом–жом–жом — режут хлеб ножом.
Автоматизация звука «Ж» в предложениях:
Женя жуёт ежевику. В живом уголке живут жабы, ужи и ежи. Женин папа художник. На Жоре пижама. У Жанны кожаный жакет. Я жую жвачку. Нужно ценить дружбу.
Автоматизация звука «Ж» в стихах:
Это — Ж,
А это К.
Целый жук
И полжука.
(А. Шибаев)
Автоматизация звука «Ж» в рассказах:
ЖАДНАЯ ЖАБА
Жили–были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба.
Однажды важный Жук говорит Ужу:
— Надо бы нам крышу покрасить.
— Покрасить можно, — говорит осторожный Уж.
— Только какой краской? — Желтой, — важно сказал Жук.
— Но у нас нет желтой краски.
— Ну, тогда оранжевой!
— И оранжевой нет.
— Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.
Но Жаба не дала им оранжевой краски.
— Не дам! — сказала она. — Жалко краску.
Тут прилетел Шмель и как зажужжит. Жаба с перепугу — прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами: «Пожалейте меня, несчастную-ю!»
Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.
(по Г. Юдину)
Источники:
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Методическое пособие по обучению грамоте и письму», В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.