Постановка звука «З»
Твёрдый звук «З» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к щелевым, по месту образования — к переднеязычным.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «З».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «З»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «аря» и «амок», вместо «заря» и «замок»;
- искажение — когда ребёнок произносит звук межзубно;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «З» на «В», «Ж», «Д» или «Ф», например, произносит «вапах», «жавод», «дагадка» и «фабор», вместо «запах», «завод», «загадка» и «забор»;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, произносит «сайка» вместо «зайка», и тут же вместо «сапоги» говорит «запоги»;
- смягчение — когда ребёнок вместо твердого «З» в речи произносит мягкий «Зь», например «зёлото», вместо «золото».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «З». Пример цепочки звуков: З, А, К, В, З, М, Р, З, П, К, З…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «З». Пример цепочки звуков: ЗА, РО, СА, ЗУ, ТУ, ЗО, ЗА, КО, РУ, ЗЫ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «З». Пример цепочки слов: дача, утюг, забава, мыло, завод, берёза, верба, звери, значок, тумба, ящик, роза, солнце, музыка, стол, зонтик…
Постановка звука
Чаще всего выделяют два способа постановки твёрдого звука «З»: по подражанию и от звука «С».
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «З»:
- кончик языка упирается в нижние передние зубы;
- губы растянуто в улыбке и не закрывают зубов;
- зубы сомкнуты или сближены;
- воздух выдувается с силой посередине языка;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «З».
Автоматизация твёрдого звука «З» в прямых слогах:
- за — за — за
- за — зо — зу
- зо — зу — за
- зо — за — зы
- за — зы — зу
- зу — за — зы
Автоматизация твёрдого звука «З» в обратных слогах:
- азма — язма — озма
- узма — ёзма — езма
- язма — езма — ызма
- азма — юзма — ёзма
- изма — ёзма — юзма
- ёзма — ызма — изма
Автоматизация твёрдого звука «З» в интервокальной позиции:
- аза — азу — азэ
- азу — азо — уза
- оза — узо — узу
- оза — озу — ыза
- эза — эзу — озэ
- азы — эзы — ызы
Автоматизация твёрдого звука «З» в слогах со стечением согласных:
- зва — звы — зду
- звэ — зву — зда
- зла — здо — злы
- зно — зны — зма
- зна — змы — зму
- зну — злэ — знэ
Автоматизация твёрдого звука «З» в словах:
Загар, ваза, знак, заяц, музыка, изба, запах, берёза, воздух, брызги, роза, здоровье, зал, название, замок, заноза, разворот…
Автоматизация твёдого звука «З» в словосочетаниях:
Бронзовый загар, новый зонтик, зайчик замёрз, зоркие глаза, задать вопрос, ночной дозор, лизать сметану, закрытая зона, знакомая музыка…
Автоматизация твёрдого звука «З» в чистоговорках:
- За–за–за, За–за–за — уходи домой коза.
- Зу–зу–зу, Зу–зу–зу — везу я вазу на возу.
- Зой–зой–зой, Зой–зой–зой — я бегу за стрекозой.
- Зы–зы–зы, Зы–зы–зы — испугался волк козы.
- Зу–зу–зу, Зу–зу–зу — паровозик я везу.
- За–за–за, За–за–за — приближается гроза.
Автоматизация твёрдого звука «З» в предложениях:
Зоя, дай Зазару сахара. В зале играла музыка. Я заехал на завод. Занятия спортом укрепляют здоровье. Я закрыл глаза. В кузове машины везли арбузы. Зоя зубрит азбуку.
Автоматизация твёрдого звука «З» в стихах:
Где же зайка? Где же зайка?
Ты поди-ка, разузнай-ка.
Видно зайка стал зазнайка,
Раз забыл тебя, хозяйка.
(А. Стародубова)
Автоматизация твёрдого звука «З» в рассказах:
«ЗВЕРИ ИЗ ЗАБАВНОГО ЗООПАРКА»
Зазвенел звонок, и в класс вошла Зинаида Захаровна.
— Здравствуйте, ребята! — сказала она. Сегодня мы с вами займемся буквой З. Знаете что, давайте поиграем в зоопарк. Я буду заведующей зоопарка, а вам даю задание — завозить в мой зоопарк разных зверей, названия которых начинаются на букву З. Заодно можно назвать птиц и рыб, запомнили? Кто первый? Зимина, пожалуйста.
Зоя встала и сказала:
— Зебра!
Зуев сказал:
— Зубр!
Задорин сказал:
— Заяц!
Зонтиков встал и сказал:
— Жирафа!
Все в классе засмеялись.
— Причем тут жирафа? — удивилась учительница. — Ты что, забыл, что мы сегодня проходим букву З, а не Ж.
— Ничего не жабыл, — обиженно ответил Зонтиков. — Прошто у меня жуб выпал!
(по Л. Камнскому)
Источники:
- «Логопедическое пособие для детей», А. И. Богомолова;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.