Постановка звука «Й»
Звук «Й» — согласный, мягкий, ротовой, сонорный звук. По способу образования звук относят к щелевым, по месту образования — к среднеязычным.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Й».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения звука «Й»:
- отсутствие — ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, «ча» и «воробе», вместо «чай» и «воробей»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Й» на «Ль», например, произносит «чалька», вместо «чайка».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Й». Пример цепочки звуков: Й, Р, К, Й, Н, В, К, Л, Й, М, Й…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Й». Пример цепочки звуков: АЙ, СА, ОЙ, РУ, ДЫ, ЫЙ, ЕЙ, НО, ЯЙ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Й». Пример цепочки слов: малыш, майка, кот, чайка, нос, зайка, чайник, лужа, йогурт…
Постановка звука
Чаще всего звук «Й» ставят от звука «И». Сначала в словах звук «Й» специально заменяется на «И», например, слово «яблоко» произносится как «иаблоко». Затем произношение «И» сокращается и получается «Й».
При правильном произнесении (артикуляции) звука «Й»:
- губы приближены к зубам;
- зубы сближены;
- кончик языка находится за нижними зубами, боковые стороны языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам;
- средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу, образуя с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха;
- голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации звука «Й».
Автоматизация звука «Й» в слогах:
- ай — ай — ай
- ой — ой — ой
- ай — ой — ей
- ей — ий — ой
- ий — ай — ей
- ой — ий — ай
Автоматизация звука «Й» в словах:
Майка, лейка, попугай, койот, чайник, йогурт, бейсбол, белый, мойка, шейх, сейф, чайка, копейка.
Автоматизация звука «Й» в словосочетаниях:
Белый лист, гнать гусей, майский день, красный слон, зайка скачет, седой дедушка, зелёный сад, беги скорей.
Автоматизация звука «Й» в чистоговорках:
- Мой–мой–мой, Мой–мой–мой — снег идёт зимой.
- Вай–вай–вай, Вай–вай–вай — думай, не зевай.
- Гай–гай–гай, Гай–гай–гай — жёлто–синий попугай.
- Жай–жай–жай, Жай–жай–жай — щедрый урожай!
- Дой–дой–дой, Дой–дой–дой — козлик с бородой.
Автоматизация звука «Й» в предложениях:
Это мой мяч. Вечре был солнечный день. В дали виднелся зелёный сад. Синий шарик улетел в небо. Зайка скачет по полю. Мне надо выгнать гусей.
Автоматизация звука «Й» в стихах:
Йод хороший, йод не злой.
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»
Чуть завидев с йодом склянку.
Йод порой, конечно, жжёт,
Но быстрее заживет
Йодом смазанная ранка.
(В. Лунин)
Автоматизация звука «Й» в рассказах:
«ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ЙОГАХ»
«Что вы знаете о йогах?» — так называется книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька — йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях.
На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить.
— Надо попробовать! — решил Мыша. — Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа откроет печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога не видел, что ли?»
Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад: «Ой-е-е-ей!!!»
Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет!»
(Г. Юдин)
Источники:
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.