Постановка звука «Й»

Звук «Й» — согласный, мягкий, ротовой, сонорный звук. По способу образования звук относят к щелевым, по месту образования — к среднеязычным.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Й».

Оглавление
  1. Виды нарушений
  2. Фонематический слух
  3. Постановка звука
  4. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения звука «Й»:

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

Постановка звука

Чаще всего звук «Й» ставят от звука «И». Сначала в словах звук «Й» специально заменяется на «И», например, слово «яблоко» произносится как «иаблоко». Затем произношение «И» сокращается и получается «Й».

При правильном произнесении (артикуляции) звука «Й»:

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации звука «Й».

Автоматизация звука «Й» в слогах:

Автоматизация звука «Й» в словах:

Майка, лейка, попугай, койот, чайник, йогурт, бейсбол, белый, мойка, шейх, сейф, чайка, копейка.

Автоматизация звука «Й» в словосочетаниях:

Белый лист, гнать гусей, майский день, красный слон, зайка скачет, седой дедушка, зелёный сад, беги скорей.

Автоматизация звука «Й» в чистоговорках:

Автоматизация звука «Й» в предложениях:

Это мой мяч. Вечре был солнечный день. В дали виднелся зелёный сад. Синий шарик улетел в небо. Зайка скачет по полю. Мне надо выгнать гусей.

Автоматизация звука «Й» в стихах:

Йод хороший, йод не злой.
Зря кричишь ты: «Ой-ой-ой!»
Чуть завидев с йодом склянку.
Йод порой, конечно, жжёт,
Но быстрее заживет
Йодом смазанная ранка.
(В. Лунин)

Автоматизация звука «Й» в рассказах:

«ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О ЙОГАХ»
«Что вы знаете о йогах?» — так называется книжка, которую мышонок Мыша нашел в саду. На обложке был нарисован голый дяденька — йог, который как ни в чем не бывало лежал на торчащих из доски гвоздях.
На других картинках этот же йог запросто стоял голыми ногами на горячих углях или сидел замороженный в глыбе льда. Кроме того, Мыша прочитал, что йоги могут месяцами не есть и не пить.
— Надо попробовать! — решил Мыша. — Представляю, что будет, когда мама откроет холодильник, а я там сижу замороженный и улыбаюсь. Или папа откроет печку, а я там сижу на углях и говорю: «Что, йога не видел, что ли?»
Для начала он вбил в доску гвозди и только на них прилег, как тут же вскочил и давай орать на весь сад: «Ой-е-е-ей!!!»
Прибежал домой, достал йод и стал себе царапины от гвоздей мазать. А йод-то жжет! Мажет Мыша, ойкает, а сам думает: «Подкину-ка я эту книжку коту. Пусть он теперь йогом побудет!»
(Г. Юдин)


Источники: