Постановка звука «Вь»
Мягкий звук «Вь» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к щелевым, по месту образования — к губно-зубным, активную роль в его артикуляции играют губы и зубы.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Бь».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Вь»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «еревка» и «еник», вместо «веревка» и «веник»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Вь» на «Ль», например, произносит «лешалка» и «линт», вместо «вешалка» и «винт»;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «фелосипед» вместо «велосипед», и тут же вместо «афиша» говорит «авиша».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Вь». Пример цепочки звуков: Д, Вь, Т, М, Вь, С, Вь, Т, Н, Вь…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Вь». Пример цепочки звуков: ВЯ, ПУ, МУ, ВЁ, СИ, ТА, ВЮ, РИ, КО, ПУ, ВЮ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Вь». Пример цепочки слов: вечер, филин, ваза, нос, дома, вилка, ветер, мяч, торт, верба…
Постановка звука
Чаще всего мягкий звук «Вь» ставят по подражанию.
При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Вь»:
- нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята;
- верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;
- язык принимает положение следующего гласного звука;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
В отличие от твёрдого «В» спинка языка приподнимается несколько больше.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Вь».
Автоматизация мягкого звука «Вь» в прямых слогах:
- ве — вя — вё
- вю — ви — вя
- вё — вю — ве
- ви — вя — вю
- ве — вё — вя
- вю — ви — ве
Автоматизация мягкого звука «Вь» в обратных слогах:
- авьмя — увьма — овьма
- эвьма — овьма — ваьма
- увьма — эвьма — овьма
- увьмя — оьвмя — ывьма
- овьма — авьма — ывьма
- ывьма — эвьма — овьма
Автоматизация мягкого звука «Вь» в интервокальной позиции:
- явё — йве — евю
- явя — ёвя — евя
- ювя — ивя — ювё
- ивя — явя — ёвё
- явю — ёвю — евё
- ювю — ивё — еве
Автоматизация мягкого звука «Вь» в слогах со стечением согласных:
- мвё — мвю — мви
- мвя — бвя — бвё
- бвю — бви — рви
- нвя — нвё — гвя
- нви — лвю — гви
- гвю — лвя — лвё
Автоматизация мягкого звука «Вь» в словах:
Вена, весна, певец, ветка, звено, червяк, вес, свеча, веер, киви, венок, весло, вид, свист, вермишель, вертел, вездеход…
Автоматизация мягкого звука «Вь» в словосочетаниях:
Известный человек, великий подвиг, правильная версия, звезда освещает, свежий винегрет, весенний ветер, вишня в цвету, вяжет веник, цветная витрина…
Автоматизация мягкого звука «Вь» в чистоговорках:
- Ви–ви–ви, Ви–ви–ви — меня громко позови.
- Вю–вю–вю, Вю–вю–вю — локоны себе завью.
- Ве–ве–ве, Ве–ве–ве — васильки видны в траве.
- Вё–вё–вё, Вё–вё–вё — в гости позовём.
- Вя–вя–вя, Вя–вя–вя — воробей съел червя.
- Ве–ве–ве, Ве–ве–ве — Вера пляшет на траве.
Автоматизация мягкого звука «Вь» в предложениях:
Вера ела сладкий виноград. Верба завяла. Вечером разыгралась сильная вьюга. Программу вёл весёлый ведущий. Вера вяжет веники. Вьюга и ветер помешали вертолёту.
Автоматизация мягкого звука «Вь» в стихах:
У Вили — велик,
У Вени — веник,
У Верочки — веточки,
У Валеньки — валенки.
(И. Лопухина)
Автоматизация мягкого звука «Вь» в рассказах:
«ВНУЧКА СТАРОЙ ВИШНИ»
В саду росла вишня. Веня увидел недалеко от неё маленькую тоненькую вишенку и спросил дедушку:
— Откуда появилось деревце?
— Выросло из косточки.
— Так это дочка старой вишни?
— Дочка.
— А внучка у старой вишни будет?
— Будет, Веня, — ответил дедушка. — Если ты выходишь маленькую вишенку, дождешься плодов, посдаишь косточку — из неё вырастет внучка старой вишни.
Источники:
- «Звуки В, Вь, Ф, Фь. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3–5 лет», О. Бутырева;
- «Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизация и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
- «Тетрадь для закрепления произношения звуков П, Пь, Б, Бь, Ф, Фь, В, Вь, Т, Ть, Д, Дь», Н. В. Гальская;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.