Постановка звука «В»
Твёрдый звук «В» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к щелевым, по месту образования — к губно-зубным, активную роль в его артикуляции играют губы и зубы.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «В».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «В»:
- отсутствие звука, когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «олосы» и «улкан», вместо «волосы» и «вулкан»;
- замена звука, когда ребёнок заменяет звук «В» на «Л», например, произносит «лода» и «лаза», вместо «вода» и «ваза»;
- смешение звука, когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «вонтан» вместо «фонтан», и тут же вместо «врач» говорит «фрач».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «В». Пример цепочки звуков: Н, В, Т, У, Д, В, У, Р, А, В, А, Т, В…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «В». Пример цепочки звуков: АС, ВО, ТА, ВУ, РЯ, НЕ, ЗЯ, ВА, ВЭ, АС…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «В». Пример цепочки слов: ваза, груч, вздор, книга, мыло, звонок, кино, сковорода, варежка, рыба, фрукты…
Постановка звука
Чаще всего выделяют два способа постановки твёрдого звука «В»: по подражанию и на базе звука «Ф» с прибавлением голоса.
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «В»:
- нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине остаётся узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята;
- верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой;
- язык принимает положение следующего гласного звука;
- мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки так, что закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот;
- голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «В».
Автоматизация твёрдого звука «В» в прямых слогах:
- ва — ва — ва
- ва — во — ву
- ву — во — вэ
- ву — ву — ва
- во — ву — вы
- вы — вы — ву
Автоматизация твёрдого звука «В» в обратных слогах:
- авма — увма — овма
- увма — эвма — авма
- овма — авма — ывма
- увма — овма — увма
- эвма — овма — ывма
- авма — овма — увма
Автоматизация твёрдого звука «В» в интервокальной позиции:
- авэ — овэ — увэ
- аво — уво — ово
- ыву — эву — яво
- авы — овы — увы
- ава — ова — ува
- ывы — эвы — явы
Автоматизация твёрдого звука «В» в слогах со стечением согласных:
- вна — нва — вма
- вны — нвы — вмы
- вну — нву — вму
- внэ — нвэ — вмэ
- вно — нво — вмо
Автоматизация твёрдого звука «В» в словах:
Воск, выстрел, воробей, вздор, овод, водолаз, вода, внук, валик, халва, корова, вафли, овал, внучка, вторник…
Автоматизация твёрдого звука «В» в словосочетаниях:
Воздушная вата, вафельный торт, сухой валежник, варенье из одуванчиков, выставка живописи, волчья стая, ворон своровал, водить автобус, розовая ванна, свалить дерево…
Автоматизация твёрдого звука «В» в чистоговорках:
- Ва–ва–ва, Ва–ва–ва — вот высокая трава.
- Авы–авы–авы, Авы–авы–авы — зеленеют травы.
- Ов–ов–ов, Ов–ов–ов — нарубили дров.
- Ву–ву–ву, ву–ву–ву — васильков букет нарву.
- Ва–ва–ва, Ва–ва–ва — повтори слова.
- Вы–вы–вы, Вы–вы–вы — выше головы.
Автоматизация твёрдого звука «В» в предложениях:
У Вали вата. В магазине продавали вкусные вафельные торты. Вот вам сладковатая вода. Морковь выращивают в огороде. Ваня возит паровозик и вагоны. У Вари красивые варежки.
Автоматизация твёрдого звука «В» в стихах:
Любо плавать Ване
в Белом море — в ванне.
Только вот обидно:
видимость пропала,
берега не видно —
мыло в глаз попало…
(А. Шлыгин)
Автоматизация твёрдого звука «В» в рассказах:
«ЛИСЯТА»
Возле реки растёт лес. В лесу высокие ели и сосны. Тут нора. У норы стоят Иван и Валя. Валя заглянул в нору. Там оказались лисята. Ребята хотели поиграть с лисятами, но не успели. Возле норы появилась лиса, пора уходить домой.
Источники:
- «Звуки В, Вь, Ф, Фь. Игры для автоматизации произношения звуков и развития речи детей 3–5 лет», О. Бутырева;
- «Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизация и дифференциации звуков у детей 5–7 лет», О. В. Егорова;
- «Логопедия для дошкольников. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф», Л. Н. Зуева;
- «Тетрадь для закрепления произношения звуков П, Пь, Б, Бь, Ф, Фь, В, Вь, Т, Ть, Д, Дь», Н. В. Гальская;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева.