Постановка мягкого звука «Пь»

Мягкий звук «Пь» — согласный, глухой, ротовой звук. По способу образования классификация относит звук к смычно-взрывной, по месту образования — к губно-губным, активную роль в артикуляции мягкого «Пь» играют губы.

Содержание
  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Пь»:

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Пь»:

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

Постановка звука

Чаще всего мягкий звук «Пь» ставят:

При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Пь»:

По сравнению с твёрдым «П» губы раздвинуты несколько больше и смыкание губ более сильное.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Пь».

Автоматизация мягкого звука «Пь» в прямых слогах:

Автоматизация мягкого звука «Пь» в обратных слогах:

Автоматизация мягкого звука «Пь» в интервокальной позиции:

Автоматизация мягкого звука «Пь» в слогах со стечением согласных:

Автоматизация мягкого звука «Пь» в словах:

Писк, печка, сыпь, капитан, список, копилка, спичка, апельсин, капель, записка, певец, пекарня, пельмени, пятка, спица, опята.

Автоматизация мягкого звука «Пь» в словосочетаниях:

Пять пятниц, апельсиновый напиток, Петина пятка, опята на пеньке, печь пироги, первое письмо, пекарь у печки, пенсионер в пенсне.

Автоматизация мягкого звука «Пь» в чистоговорках:

Автоматизация мягкого звука «Пь» в предложениях:

Бабушка испекла пирожки. Петух рано запел. Опята растут на пеньке. Эти пироги из печки. У Пети в рюкзаке пенал. На льдине пингвин.

Автоматизация мягкого звука «Пь» в стихах:

Петуха спросили дети:
— Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
— Хорошо умею петь я.
(Я. Коньков)

Автоматизация мягкого звука «Пь» в рассказах:

«Оля и Петя»
Оля и Петя отдыхают в деревне. Петя с дедушкой пилят дрова. Дрова нужны для печки, чтобы её растопить. Мама испечёт в печке пироги. Оля сделает для пирогов начинку из варенья. Какие вкусные пироги из печи!


Источники: