Постановка мягкого звука «Пь»
Мягкий звук «Пь» — согласный, глухой, ротовой звук. По способу образования классификация относит звук к смычно-взрывной, по месту образования — к губно-губным, активную роль в артикуляции мягкого «Пь» играют губы.
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Пь»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «ень» и «ена», вместо «пень» и «пена»;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «бир» вместо «пир», и тут же вместо «пот» говорит «бот».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Пь»:
- сомкнуть и разомкнуть губы при слегка разведённых уголках рта;
- несильно надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками;
- слегка надуть щёки и медленно сдуть воздух через сомкнутые губы, углы рта при этом раздвинуты;
- втянуть губы в рот, углы рта при этом раздвинуты, резко вытолкнуть губы;
- втягивать в рот поочерёдно то нижнюю, то верхнюю губу;
- высунуть язык и зажать его кончик губами (язык должен быть расслаблен и распластан);
- надуть щёки и с шумом выпустить воздух через слегка раздвинутые в улыбке губы.
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Пь». Пример цепочки звуков: Пь, Бь, Фь, Пь, Ть, Нь, Пь, Кь, Пь, Сь, Пь…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Пь». Пример цепочки звуков: ПЯ, БЯ, СИ, ПИ, СЯ, ЛИ, ПЕ, ПЯ, БИ, ПЁ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Пь». Пример цепочки слов: перо, стена, спица, копилка, осина, опята, спичка, рябина, копилка…
Постановка звука
Чаще всего мягкий звук «Пь» ставят:
- по подражанию;
- от слога «Пи»: малыш произносит слог «Пи», стараюсь постепенно произнести звук «И» более кратко и глухо, для этого не нужно сильно растягивать губы сильно, тогда должен получиться звук «Пь».
При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Пь»:
- губы плотно смыкаются в момент произнесения звука «Пь» и резко размыкаются под напором выдыхаемого воздуха;
- положение языка зависит от последующего звука (если звук «Пь» стоит в конце слова или слога, то язык остается пассивным);
- мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
- голосовые связки пассивны, звук произносится без участия голоса.
По сравнению с твёрдым «П» губы раздвинуты несколько больше и смыкание губ более сильное.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Пь».
Автоматизация мягкого звука «Пь» в прямых слогах:
- пе — пе — пе
- пе — пю — пе
- пи — пи — пи
- пя — пи — пё
- пё — пё — пё
- пю — пю — пю
Автоматизация мягкого звука «Пь» в обратных слогах:
- епь — ипь — ёпь
- ипь — япь — епь
- епь — юпь — ипь
- япь — юпь — ипь
- юпь — епь — япь
- ипь — ипи — япя
Автоматизация мягкого звука «Пь» в интервокальной позиции:
- епе — ёпё — ипи
- ипи — епе — ёпё
- япя — юпю — епе
- ипи — епе — япя
- ёпё — ипи — япя
- юпю — епе — ипи
Автоматизация мягкого звука «Пь» в слогах со стечением согласных:
- спи — спя — спю
- спе — спи — спю
- рпя — рпё — рпю
- рпи — рпе — рпя
Автоматизация мягкого звука «Пь» в словах:
Писк, печка, сыпь, капитан, список, копилка, спичка, апельсин, капель, записка, певец, пекарня, пельмени, пятка, спица, опята.
Автоматизация мягкого звука «Пь» в словосочетаниях:
Пять пятниц, апельсиновый напиток, Петина пятка, опята на пеньке, печь пироги, первое письмо, пекарь у печки, пенсионер в пенсне.
Автоматизация мягкого звука «Пь» в чистоговорках:
- Пе–пе–пе, Пе–пе–пе — человек в толпе.
- Пи–пи–пи, Пи–пи–пи — место уступи.
- Пю—пю—пю, Пю–пю–пю — куклу я куплю.
- Пи–пи–пи, Пи–пи–пи — печку растопи.
- Пе–пе–пе, Пе–пе–пе — соринки в крупе.
- Пей–пей–пей, Пей–пей–пей — воду быстренько допей!
Автоматизация мягкого звука «Пь» в предложениях:
Бабушка испекла пирожки. Петух рано запел. Опята растут на пеньке. Эти пироги из печки. У Пети в рюкзаке пенал. На льдине пингвин.
Автоматизация мягкого звука «Пь» в стихах:
Петуха спросили дети:
— Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
— Хорошо умею петь я.
(Я. Коньков)
Автоматизация мягкого звука «Пь» в рассказах:
«Оля и Петя»
Оля и Петя отдыхают в деревне. Петя с дедушкой пилят дрова. Дрова нужны для печки, чтобы её растопить. Мама испечёт в печке пироги. Оля сделает для пирогов начинку из варенья. Какие вкусные пироги из печи!
Источники:
- «Тетрадь для закрепления произношения звуков П, Пь, Б, Бь, Ф, Фь, В, Вь, Т, Ть, Д, Дь», Н. В. Гальская;
- «Звуки П, Пь, Б, Бь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5–7 лет», О. В. Егорова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.