Постановка звука «П»

Твёрдый звук «П» — согласный, глухой, ротовой звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывной, по месту образования — к губно-губным.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «П».

Оглавление
  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «П»:

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «П»:

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

Постановка звука

Чаще всего твёрдый звук «П» ставят по подражанию:

При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «П»:

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «П».

Автоматизация твёрдого звука «П» в прямых слогах:

Автоматизация твёрдого звука «П» в обратных слогах:

Автоматизация твёрдого звука «П» в интервокальной позиции:

Автоматизация твёрдого звука «П» в слогах со стечением согласных:

Автоматизация твёрдого звука «П» в словах:

Паровоз, пони, скрип, лопух, сапог, попугай, поезд, пол, дупло, спор, клоп, топор, паук, шёпот, полка, паста, папка, пучок, карапуз.

Автоматизация твёрдого звука «П» в словосочетаниях:

Паша спорит, пустая папка, пыль в пылесосе, пуговица на пальто, панцирь черепахи, липкий пух, паровоз пыхтит, полная луна.

Автоматизация твёрдого звука «П» в чистоговорках:

Автоматизация твёрдого звука «П» в предложениях:

Павел рубит полено топором. Пора мыть сапоги. Из дупла выпали ягоды. Павел подметает пыльный пол. На перроне прощаются с пассажирами. Папа покупает крупу.

Автоматизация твёрдого звука «П» в стихах:

Букву «П» в спортивном зале
Перекладиной назвали.
— Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
(А. Шибаев)

Автоматизация твёрдого звука «П» в рассказах:

«Поход»
Степа отправился в поход. Сначала Стёпа доехал на поезде до леса. По тропке спустился в лес. Там он нашёл красивую поляну и поставил на ней палатку. Возле палатки протекала река. Стёпа поплавал в реке и лёг на траву загорать. Как же хорошо отдыхать!


Источники: