Постановка звука «П»
Твёрдый звук «П» — согласный, глухой, ротовой звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывной, по месту образования — к губно-губным.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «П».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «П»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «очка» и «акет», вместо «почка» и «пакет»;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «барад» вместо «парад», и тут же вместо «бабочка» говорит «папочка».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «П»:
- сомкнуть и разомкнуть губы;
- надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками;
- надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ;
- закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд;
- закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд;
- высунуть язык и зажать его кончик губами, затем быстро втянуть язык и сомкнуть губы;
- надуть щёки и с шумом выпустить воздух через губы: пф–пф–фп…
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «П». Пример цепочки звуков: П, Б, Ф, П, Т, Н, П, К, П, С, П…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «П». Пример цепочки звуков: ПА, БА, СЫ, ПО, СО, ЛЫ, ПЫ, ДУ, ПУ, БУ, ПА…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «П». Пример цепочки слов: пол, дом, паровоз, арбуз, клоп, книга, топор, спорт, мост, попугай, купол, камень…
Постановка звука
Чаще всего твёрдый звук «П» ставят по подражанию:
- попросить малыша произнести слог «ПА», дуя комочек ваты или полоску бумаги;
- попросить ребёнка сильно выдохнуть при плотно сжатых губах, взрослый в это время указательным пальцем попеременно смыкает и размыкает нижнюю и верхнюю губу.
- попросить малыша облизнуть губы, зажать нос и при тихом дутье пошлепать губами.
- попросить малыша произнести звук П, зажав губами полоску бумаги.
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «П»:
- губы плотно смыкаются в момент произнесения звука «П» и резко размыкаются под напором выдыхаемого воздуха;
- положение языка зависит от последующего звука (если звук «П» стоит в конце слова или слога, то язык остается пассивным);
- мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
- голосовые связки пассивны, звук произносится без участия голоса.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «П».
Автоматизация твёрдого звука «П» в прямых слогах:
- па — па — па
- па — по — пэ
- по — па — пы
- по — пу — пэ
- пэ — пу — по
- пы — па — пэ
Автоматизация твёрдого звука «П» в обратных слогах:
- ап — оп — уп
- ап — оп — ып
- уп — ып — ап
- ып — ап — оп
- уп — ып — оп
- эп — ап — уп
Автоматизация твёрдого звука «П» в интервокальной позиции:
- апа — опо — упу
- ыпы — апа — опо
- эпэ — упу — апа
- опо — ыпы — эпэ
- опо — ыпы — упу
- эпы — эпэ — опо
Автоматизация твёрдого звука «П» в слогах со стечением согласных:
- пла — пло — плы
- плу — пра — про
- пры — пру — пра
- спа — спу — спы
- спо — спы — спу
- спы — спо — спа
Автоматизация твёрдого звука «П» в словах:
Паровоз, пони, скрип, лопух, сапог, попугай, поезд, пол, дупло, спор, клоп, топор, паук, шёпот, полка, паста, папка, пучок, карапуз.
Автоматизация твёрдого звука «П» в словосочетаниях:
Паша спорит, пустая папка, пыль в пылесосе, пуговица на пальто, панцирь черепахи, липкий пух, паровоз пыхтит, полная луна.
Автоматизация твёрдого звука «П» в чистоговорках:
- Пу–Пу–Пу, Пу–Пу–Пу — купили мы крупу.
- Па–Па–Па, Па–Па–Па — мелкая крупа.
- Оп–оп–оп, Оп–оп–оп — вырос наш укроп.
- По–по–по, По–по–по — шёл трамвай в депо.
- Пы–пы–пы, Пы–пы–пы — на поле снопы.
- Уп–уп–уп, Уп–уп–уп — я готовлю суп.
Автоматизация твёрдого звука «П» в предложениях:
Павел рубит полено топором. Пора мыть сапоги. Из дупла выпали ягоды. Павел подметает пыльный пол. На перроне прощаются с пассажирами. Папа покупает крупу.
Автоматизация твёрдого звука «П» в стихах:
Букву «П» в спортивном зале
Перекладиной назвали.
— Ну-ка, милый, не ленись,
Подойди да подтянись.
(А. Шибаев)
Автоматизация твёрдого звука «П» в рассказах:
«Поход»
Степа отправился в поход. Сначала Стёпа доехал на поезде до леса. По тропке спустился в лес. Там он нашёл красивую поляну и поставил на ней палатку. Возле палатки протекала река. Стёпа поплавал в реке и лёг на траву загорать. Как же хорошо отдыхать!
Источники:
- «Логопедия для дошкольников. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф», Л. Н. Зуева;
- «Тетрадь для закрепления произношения звуков П, Пь, Б, Бь, Ф, Фь, В, Вь, Т, Ть, Д, Дь», Н. В. Гальская;
- «Звуки П, Пь, Б, Бь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5–7 лет», О. В. Егорова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.