Постановка звука «Нь»
Мягкий звук «Нь» — согласный, носовой, сонорный звук. По способу образования звук относят к смычно-проходный, по месту образования — к губно-губной, активную роль в его артикуляции играют губы.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Нь».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Нь»:
- отсутствие звука — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «итки» и «ива», вместо «нитки» и «нива»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Нь» на «Дь» или «Ль», например, произносит «дебо» и «лаль», вместо «небо» и «лань».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Нь»:
- Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов, удерживать такое положение несколько секунд.
- Улыбнуться, слегка раздвинуть зубы и прижать кончик языка к альвеола.
- «Причесать» кончиком языка верхние центральные резцы, проводя языков от альвеол к кончикам зубов.
- Подуть на закушенный зубами язык. Язык распластан, губы слегка улыбаются.
- Сжать зубы, улыбнуться, несколько раз плотно прижать кончик языка к месту смыкания зубов.
- Закусить кончик языка зубами и покусать его несколько раз, фиксируя ощущения на его кончике.
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Нь». Пример цепочки звуков: Нь, Ль, Мь, Нь, Бь, Нь, Дь, Нь, Ть, Нь…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Нь». Пример цепочки звуков: НЯ, ВИ, ЛИ, НИ, МЯ, НЕ, НЁ, СИ, НИ, ЛЯ, НЯ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Нь». Пример цепочки слов: кошка, небо, стена, олень, неделя, цветок, няня, сапоги, тень, каникулы…
Постановка звука
Чаще всего выделяют два способа постановки мягкого звука «Нь»:
- по подражанию: приложить один палец ребёнка к своему носу, другой — к носу ребёнка, при этом не забудьте показать ребёнку положение языка;
- от твёрдого звука «Н»: в момент произнесения звука «Н», заводим (опускаем) чайной ложечкой кончик языка за нижние резцы.
При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Нь»:
- положение губ зависит от последующего гласного;
- передний край языка опущен за нижние резцы;
- мягкое нёбо опущено, воздушная струя проходит через нос;
- голосовые связки разомкнуты и вибрируют.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Нь».
Автоматизация мягкого звука «Нь» в прямых слогах:
- не — не — не
- ня — не — ню
- ня — ни — не
- нё — нё — нё
- ню — ня — ни
- нё — ни — ню
Автоматизация мягкого звука «Нь» в обратных слогах:
- ань — ань — ань
- онь — онь — онь
- унь — унь — унь
- ань — онь — унь
- янь — янь — янь
- юнь — янь — инь
Автоматизация мягкого звука «Нь» в интервокальной позиции:
- аня — аня — аня
- эне — эне — эне
- онё — онё — онё
- аня — эне — онё
- ини — ини — ини
- уню — уню — уню
Автоматизация мягкого звука «Нь» в слогах со стечением согласных:
- сне — сне — сне
- дне — дне — дне
- снё — снё — снё
- дню — дню — дню
- сня — сня — сня
- дни — дни — дни
Автоматизация мягкого звука «Нь» в словах:
Нежный, небо, гранит, дневник, Нюша, деревня, генерал, день, незабудка, снимок, снегирь, чернильница, невеста, няня, конёк, книга, гранит, темень.
Автоматизация мягкого звука «Нь» в словосочетаниях:
Тоненькая книжка, двойняшки Тоня и Даня, гнилой пень, низ дыни, внимательный ученик, пятнистый олень, Нюша неряха, снег на подоконнике, снежные заносы.
Автоматизация мягкого звука «Нь» в чистоговорках:
- Ни–ни–ни, Ни–ни–ни — далеко горят огни.
- Не–не–не, Не–не–не — ваза на окне.
- Ню–ню–ню, Ню–ню–ню — я сена дам коню.
- Ня–ня–ня, Ня–ня–ня — отыщи меня.
- Нём–нём–нём, Нём–нём–нём — мы идём с конём.
- Ня–ня–ня, Ня–ня–ня — эта сказка про меня.
Автоматизация мягкого звука «Нь» в предложениях:
Нина не виновата. На небе нет облаков. Никто никуда не пойдет. Няня нянчила маленькую Аню. Нина не любит дыни. Никита видел коней.
Автоматизация мягкого звука «Нь» в стихах:
И сказала няня Нине:
«Видишь солнце на картине?
И в такой весенний день
Пень отбрасывает тень».
(О. Егорова)
Автоматизация мягкого звука «Нь» в рассказах:
У Тани и Ани няня. Няня купает Таню и Аню в ванне. В ванне тёплая вода. Няня поёт девочкам песни. Таня и Аня веселятся.
Источники:
- «Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фмичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.