Постановка звука «Нь»

Мягкий звук «Нь» — согласный, носовой, сонорный звук. По способу образования звук относят к смычно-проходный, по месту образования — к губно-губной, активную роль в его артикуляции играют губы.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Нь».

Оглавление
  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Нь»:

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Нь»:

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

Постановка звука

Чаще всего выделяют два способа постановки мягкого звука «Нь»:

При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Нь»:

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Нь».

Автоматизация мягкого звука «Нь» в прямых слогах:

Автоматизация мягкого звука «Нь» в обратных слогах:

Автоматизация мягкого звука «Нь» в интервокальной позиции:

Автоматизация мягкого звука «Нь» в слогах со стечением согласных:

Автоматизация мягкого звука «Нь» в словах:

Нежный, небо, гранит, дневник, Нюша, деревня, генерал, день, незабудка, снимок, снегирь, чернильница, невеста, няня, конёк, книга, гранит, темень.

Автоматизация мягкого звука «Нь» в словосочетаниях:

Тоненькая книжка, двойняшки Тоня и Даня, гнилой пень, низ дыни, внимательный ученик, пятнистый олень, Нюша неряха, снег на подоконнике, снежные заносы.

Автоматизация мягкого звука «Нь» в чистоговорках:

Автоматизация мягкого звука «Нь» в предложениях:

Нина не виновата. На небе нет облаков. Никто никуда не пойдет. Няня нянчила маленькую Аню. Нина не любит дыни. Никита видел коней.

Автоматизация мягкого звука «Нь» в стихах:

И сказала няня Нине:
«Видишь солнце на картине?
И в такой весенний день
Пень отбрасывает тень».
(О. Егорова)

Автоматизация мягкого звука «Нь» в рассказах:

У Тани и Ани няня. Няня купает Таню и Аню в ванне. В ванне тёплая вода. Няня поёт девочкам песни. Таня и Аня веселятся.


Источники: