Постановка звука «Н»
Твёрдый звук «Н» — согласный, носовой, сонорный звук. По способу образования звук относят к смычно-проходный, по месту образования — к губно-губной, активную роль в его артикуляции играют губы.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Н».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Н»:
- отсутствие звука — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «короа» и «ааас», вместо «корона» и «ананас»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Н» на «Д» или «Л», например, произносит «дос» и «ларяд», вместо «нос» и «наряд».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «Н»:
- Улыбнуться, открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд (смотрите упражнение Парус).
- Быстро высунуть язык изо рта, коснуться верхних передних зубов и убрать язык обратно.
- Прижать кончик языка к верхним передним зубам и дуть на язык, раздвинув губы в улыбке и слегка приоткрыв рот.
- Закусить язык зубами, улыбнуться и толчками вытолкнуть воздух изо рта.
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Н». Пример цепочки звуков: Н, Л, М, Н, Б, Н, Д, Н, Т, Н…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Н». Пример цепочки звуков: НО, ТО, РА, НЫ, СЫ, НА, МУ, НУ, ДЫ, НО…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Н». Пример цепочки слов: народ, дрова, наседка, вата, нож, гусь, слон, малина, ворота, нора, кнопка…
Постановка звука
Чаще всего выделяют два способа постановки твёрдого звука «Н»:
- по подражанию: приложить один палец ребёнка к своему носу, другой — к носу ребёнка, при этом не забудьте показать ребёнку положение языка;
- от твёрдого звука «М»: сначала протяжно произносим звук «М» при широко просунутом между сомкнутыми губами языке. После того как отработано межзубное произношение, заводим язык за верхние резцы.
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Н»:
- положение губ зависит от последующего гласного;
- передний край языка прижимается к верхним резцам;
- мягкое нёбо опущено, воздушная струя проходит через нос;
- голосовые связки разомкнуты и вибрируют.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Н».
Автоматизация твёрдого звука «Н» в прямых слогах:
- на — на — на
- на — но — но
- нэ — нэ — нэ
- ну — ну — ну
- ны — ны — ны
- на — но — ну
Автоматизация твёрдого звука «Н» в обратных слогах:
- ан — ан — ан
- он — он — он
- ин — ин — ин
- ун — ун — ун
- эн — эн — эн
- ан — он — эн
Автоматизация твёрдого звука «Н» в интервокальной позиции:
- ана — ана — ана
- уну — уну — уну
- оно — оно — оно
- ины — ины — ины
- энэ — энэ — энэ
- ана — оно — уну
Автоматизация твёрдого звука «Н» в слогах со стечением согласных:
- сна — сна — сна
- дна — дна — дна
- сно — сно — сно
- дно — дно — дно
- сны — сны — сны
- дну — дну — дну
Автоматизация твёрдого звука «Н» в словах:
Насос, ноги, наволочка, наряд, ноябрь, кабан, Диана, енот, барабан, кнут, значок, ангар, слон, лунатик, сыночек, наколдовать, номер, нора, нос, набережная.
Автоматизация твёрдого звука «Н» в словосочетаниях:
Грибная солянка, наварили макарон, серебряный нож, тёмная ночь, банан нарезан, юный натуралист, холодная и кипячёная, танцевальный номер, знамя родины.
Автоматизация твёрдого звука «Н» в чистоговорках:
- На–на–на, На–на–на — сидит кошка у окна.
- Ан–ан–ан, Ан–ан–ан — шёл домой баран.
- Но–но–но, Но–но–но — в комнате окно.
- Ну–ну–ну, Ну–ну–ну — саночки тяну.
- Он–он–он, Он–он–он — в зоопарке слон.
- Ун–ун–ун, Ун–ун–ун — в сказках есть колдун.
Автоматизация твёрдого звука «Н» в предложениях:
Диана знакомит Настю с Нонной. Антон купил новый чемодан. Анна носит норковую шубу. В южных странах тёмные ночи. Настя носит сарафан. Весной цветут пионы и нарциссы.
Автоматизация твёрдого звука «Н» в стихах:
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю
Песенки!
(Е. Тарлапан)
Автоматизация твёрдого звука «Н» в рассказах:
«БУРАТИНИЙ НОС»
На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щёки краской, ну, как будто он — Буратино.
Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал её клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.
— Надоело мне этот Буратиний нос делать, — бурчит Никита. — Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.
Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал — ничего не получается!
Надулся Никита.
— Наклею его лучше прямо не голову.
Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.
— Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому что они меня и не видели.
(Г.Юдин)
Источники:
- «Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.