Постановка звука «Мь»
Мягкий звук «Мь» — согласный, носовой, сонорный звук. По способу образования звук относят к смычно-проходный, по месту образования — к губно-губной, активную роль в его артикуляции играют губы.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Мь».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Мь»:
- отсутствие звука — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «икроб» и «ир», вместо «микроб» и «мир».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Мь»:
- сомкнуть и разомкнуть губы;
- сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос;
- втянуть губы в рот и вытянуть их трубочкой;
- вытянуть губы «хоботком», покрутить «хоботком», вправо — влево;
- закусить верхними зубами нижнюю губу, затем нижними зубами — верхнюю;
- кончиком языка погладить изнутри по кругу верхнюю и нижнюю губу.
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Мь». Пример цепочки звуков: Мь, Ть, НЬ, Мь, Фь, Нь, Мь, Ть, Мь, Кь, Мь…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Мь». Пример цепочки звуков: МЯ, СИ, ТЯ, МИ, ЛЯ, ДЮ, МЯ, ЛЕ, МЮ, ЛЯ, МИ, МЯ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Мь». Пример цепочки слов: шина, мина, камень, книга, метла, мелочь, пень, медаль, краб, мёд…
Постановка звука
Чаще всего мягкий звук «Мь» ставят по подражанию: логопед или мама прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Малыш ощущает вибрацию на щеке взрослого и воспроизводит её путём тактильного контроля через свою ладошку.
При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Мь»:
- губы плотно сомкнуты и в момент смычки напряжены;
- положение языка зависит от следующего звука;
- мягкое нёбо опущено, и воздушная струя проходит в носовую полость, воздух изо рта не выходит;
- голосовые связки разомкнуты, и ладонь, приложенная к шее, ощущает вибрацию гортани.
При этом, в отличие от твёрдого «М», губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, а его кончик упирается в нижние резцы.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Мь».
Автоматизация мягкого звука «Мь» в прямых слогах:
- ме — мя — мю
- ме — мё — ми
- мю — ме — мя
- мя — мю — мё
- ме — ми — мя
- ме — мя — мё
Автоматизация мягкого звука «Мь» в обратных слогах:
- имь — емь — ямь
- ямь — юмь — емь
- имь — емь — ёмь
- имь — ямь — имь
- емь — юмь — ямь
- имь — ямь — емь
Автоматизация мягкого звука «Мь» в интервокальной позиции:
- ямя — еме — ёмё
- еме — ёмё — ямя
- юмю — ёмё — яма
- ими — еме — юмю
- юмю — еме — ёмё
- еме — ёмё — юмю
Автоматизация мягкого звука «Мь» в слогах со стечением согласных:
- бме — бми — бмё
- бмю — бмя — бме
- бми — бмё — бмю
- сме — сми — смю
- смя — смё — сме
- сми — сме — смю
Автоматизация мягкого звука «Мь» в словах:
Миф, пламя, камин, медаль, мебель, мёд, знамя, времянка, мешок, медведь, мяч, хомяк, племя, метр, место, мякоть, имя, комикс, домино, миллиметр, мишень.
Автоматизация мягкого звука «Мь» в словосочетаниях:
Смелый медвежонок, знаменитое имя, своими глазами, мягкая мебель, мелкие карамельки, кромешная темень, наметил мелом, менять место, меньше метра.
Автоматизация мягкого звука «Мь» в предложениях:
Медведица идёт медленно. Гномик построил каменный домик. Пчёлы мешают медвежонку лакомиться мёдом. Возьми мешок мелочи. Повар кормит Милу и Мишу мятными пряниками.
Автоматизация мягкого звука «Мь» в стихах:
Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной,
Этот мячик очень мил:
Стёкол он еще не бил!
(Г. Виеру)
Автоматизация мягкого звука «Мь» в рассказах:
«Мила»
У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, медаль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Тёме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята!
Источники:
- «Звуки М, Мь, Н, Нь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.