Постановка звука «Мь»

Мягкий звук «Мь» — согласный, носовой, сонорный звук. По способу образования звук относят к смычно-проходный, по месту образования — к губно-губной, активную роль в его артикуляции играют губы.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Мь».

Оглавление
  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Мь»:

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Мь»:

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

Постановка звука

Чаще всего мягкий звук «Мь» ставят по подражанию: логопед или мама прижимает одну руку ребёнка к своей щеке, другую к щеке ребенка. Малыш ощущает вибрацию на щеке взрослого и воспроизводит её путём тактильного контроля через свою ладошку.

При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Мь»:

При этом, в отличие от твёрдого «М», губы напряжены гораздо сильнее, язык выгнут, а его кончик упирается в нижние резцы.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Мь».

Автоматизация мягкого звука «Мь» в прямых слогах:

Автоматизация мягкого звука «Мь» в обратных слогах:

Автоматизация мягкого звука «Мь» в интервокальной позиции:

Автоматизация мягкого звука «Мь» в слогах со стечением согласных:

Автоматизация мягкого звука «Мь» в словах:

Миф, пламя, камин, медаль, мебель, мёд, знамя, времянка, мешок, медведь, мяч, хомяк, племя, метр, место, мякоть, имя, комикс, домино, миллиметр, мишень.

Автоматизация мягкого звука «Мь» в словосочетаниях:

Смелый медвежонок, знаменитое имя, своими глазами, мягкая мебель, мелкие карамельки, кромешная темень, наметил мелом, менять место, меньше метра.

Автоматизация мягкого звука «Мь» в предложениях:

Медведица идёт медленно. Гномик построил каменный домик. Пчёлы мешают медвежонку лакомиться мёдом. Возьми мешок мелочи. Повар кормит Милу и Мишу мятными пряниками.

Автоматизация мягкого звука «Мь» в стихах:

Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной,
Этот мячик очень мил:
Стёкол он еще не бил!
(Г. Виеру)

Автоматизация мягкого звука «Мь» в рассказах:

«Мила»
У Милы мелки. Она нарисовала медведя, медузу, мяч, медаль. У Милы получились красивые рисунки. Мила показала рисунки Тёме. Он тоже решил что-нибудь нарисовать, взял мелок и вот перед нами комета. Молодцы, ребята!


Источники: