Постановка звука «Ль»
Мягкий звук «Ль» — согласный, сонорный, ротовой звук. По способу образования звук относят к смычно-проходным, по месту образования — к переднеязычным.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Ль».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Ль»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «имон» и «ев», вместо «лимон» и «лев»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Ль» на «У», «Ы», «Вь», или «Гь», например, произносит «доуина», «ызвие», «вист» и «гицо», вместо «долина», «лезвие», «лист» и «лицо»;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, произносит «зарив» вместо «залив», и тут же вместо «рис» говорит «лис».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Ль»:
- Приоткрываем рот, быстро косаемся кончиком языка верхних резцов, а боковыми краями языка — боковых зубов верхнего ряда, а затем быстро оттягиваем язык назад.
- Поочерёдно поднимаем язык к верхним зубам и опускаем к нижним.
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение три–пять раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Ль». Пример цепочки звуков: Ль, Нь, Вь, Ль, Ть, Ль, Ль, Сь, Ль, С…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Ль». Пример цепочки звуков: ЛЯ, ТИ, ЛИ, МЯ, ЛИ, СЁ, ЛЁ, ЛЮ, ЗЮ, ВЯ, ЛИ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Ль». Пример цепочки слов: лебедь, часы, залив, балет, репка, картина, лимон, липа, жираф, павлин, карандаш, улитка …
Постановка звука
Мягкий звук Ль обычно ставится по подражанию при условии хорошего про-изнесения твёрдого звука.
При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Ль»:
- кончик язка поднимается и касается альвеол;
- передне–средняя часть спинки языка напряжена и также смыкается с альвеолами;
- в отличии от твёрдого звука «Л», язык более напряжен и приподнят, и кончик языка активнее учавствует в произнесении звука.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Ль».
Автоматизация мягкого звука «Ль» в прямых слогах:
- ле — лё — ля
- ли — лю — ля
- ля — ли — лё
- ли — ле — ля
- лё — лю — ле
- лю — ля — ли
Автоматизация мягкого звука «Ль» в обратных слогах:
- ель — аль — оль
- уль — ыль — яль
- иль — ель — ёль
- ыль — иль — аль
- оль — ёль — аль
- яль — юль — ёль
Автоматизация мягкого звука «Ль» в интервокальной позиции:
- или — еле — ёлё
- юлю — еле — яля
- еле — ёлё — яля
- яля — или — еле
- еле — юлю — яля
- ёлё — еле — или
Автоматизация мягкого звука «Ль» в слогах со стечением согласных:
- льно — льна — льне
- льны — льне — льня
- льно — льне — льны
- пли — пли — плю
- плё — пле — пли
- пля — плю — плё
Автоматизация мягкого звука «Ль» в словах:
Поля, польяна, Лёша, лебедь, лёд, Ольга, фасоль, шаль, мебель, склянка, утиль, фитель, моль, беликан, лион, лев, бульдок, пальто, почтальон, леопард, Галя.
Автоматизация мягкого звука «Ль» в словосочетаниях:
Большой шмель, ленивая улитка, сильный ливень, аленький лепесток, полевой лютик, липкий леденец, липовый лес, лёгкое пальто, большой палец, дальний полёт, маленький мальчик.
Автоматизация мягкого звука «Ль» в чистоговорках:
- Ля–ля–ля, Ля–ля–ля — на аллее тополя.
- Ле–ле–ле, Ле–ле–ле — Павлик едет на метле.
- Лё–лё–лё, Лё–лё–лё — постирали мы бельё.
- Ле–ле–ле, Ле–ле–ле — много чашек на столе.
- Ли–ли–ли, Ли–ли–ли — улетели журавли.
- Лю–лю–лю, Лю–лю–лю — маму с папой я люблю.
Автоматизация мягкого звука «Ль» в предложениях:
Далеко, далеко колокольчик звенит. Я летел на большом самолёте. Эти тополи и липы сами мы сажали. У Лизы леденец. Апрель, апрель! За окном звенит капель. Я листаю альбом.
Автоматизация мягкого звука «Ль» в стихах:
Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили полдвора,
Будут на зиму дрова!
(Г. Ладонщиков)
Автоматизация мягкого звука «Ль» в рассказах:
«ЛИСА И СОБАКИ»
Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.
Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит; — Ушки, ушкй, что вы делали?
— Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.
— Ножки, ножки, что вы делали? — Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели. — А ты, хвост, что делал?
—Я по пням, по кустам цеплялся.
—А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост. Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.
(Л. Толстой)
Источники:
- «Звуки Л, Ль, Р, Рь, Й. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», Е. Н. Спивак;
- «Фонетические рассказы с картинами. Звук Ль», Т. А. Ткаченко;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.