Постановка звука «Ль»

Мягкий звук «Ль» — согласный, сонорный, ротовой звук. По способу образования звук относят к смычно-проходным, по месту образования — к переднеязычным.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Ль».

Оглавление
  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Ль»:

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Ль»:

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение три–пять раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

Постановка звука

Мягкий звук Ль обычно ставится по подражанию при условии хорошего про-изнесения твёрдого звука.

При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Ль»:

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Ль».

Автоматизация мягкого звука «Ль» в прямых слогах:

Автоматизация мягкого звука «Ль» в обратных слогах:

Автоматизация мягкого звука «Ль» в интервокальной позиции:

Автоматизация мягкого звука «Ль» в слогах со стечением согласных:

Автоматизация мягкого звука «Ль» в словах:

Поля, польяна, Лёша, лебедь, лёд, Ольга, фасоль, шаль, мебель, склянка, утиль, фитель, моль, беликан, лион, лев, бульдок, пальто, почтальон, леопард, Галя.

Автоматизация мягкого звука «Ль» в словосочетаниях:

Большой шмель, ленивая улитка, сильный ливень, аленький лепесток, полевой лютик, липкий леденец, липовый лес, лёгкое пальто, большой палец, дальний полёт, маленький мальчик.

Автоматизация мягкого звука «Ль» в чистоговорках:

Автоматизация мягкого звука «Ль» в предложениях:

Далеко, далеко колокольчик звенит. Я летел на большом самолёте. Эти тополи и липы сами мы сажали. У Лизы леденец. Апрель, апрель! За окном звенит капель. Я листаю альбом.

Автоматизация мягкого звука «Ль» в стихах:

Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Завалили полдвора,
Будут на зиму дрова!
(Г. Ладонщиков)

Автоматизация мягкого звука «Ль» в рассказах:

«ЛИСА И СОБАКИ»
Бежала лиса по полю. Увидели лису собаки и погнались за ней. Лиса кинулась в лес.
Собаки её догоняли, но она ушла в нору. Сидит лиса в норе и говорит; — Ушки, ушкй, что вы делали?
— Мы слушали да слушали, чтоб собаки лисоньку не скушали.
— Ножки, ножки, что вы делали? — Мы бежали да бежали, чтоб собаки лисоньку не поймали.
— Глазки, глазки, что вы делали?
— Мы глядели да глядели, чтоб собаки лисоньку не съели. — А ты, хвост, что делал?
—Я по пням, по кустам цеплялся.
—А, ты вот какой! Нате, собаки, ешьте мой хвост. Лиса выставила хвост. А собаки схватили и вытащили лису за хвост.
(Л. Толстой)


Источники: