Постановка звука «Л»
Твёрдый звук «Л» — согласный, сонорный, ротовой звук. По способу образования звук относят к смычно-проходным, по месту образования — к переднеязычным.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Л».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Л»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «ук» и «каач», вместо «лук» и «калач»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Л» на «У», «Ы», «В», или «Г», например, произносит «метуа», «ыуна», «вабиринт» и «гаска», вместо «метла», «луна», «лабиринт» и «ласка»;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, произносит «роза» вместо «лоза», и тут же вместо «рак» говорит «лак».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «Л»:
- Широко отрываем рот, как для произнесения звука «А». Челюсти и губы остаются неподвижными. Расстояние между зубами около полутора сантиметров, при этом язык лежит внизу ротовой полости. Удерживаем такую позицию 3–4 секунды.
- Приоткрываем рот, высовываем язык, кончик и боковые края языка загибаем «чашечкой», при этом средняя часть языка лежит на нижней губе. Несколько раз высовываем, а затем убираем язык в форме «чашечки».
- Высовываем язык, зажимаем его зубами и протяжно произносим звуки «А» или «Ы».
- Приоткрываем рот, достаём кончиком загнутого языка до твёрдого нёба и быстро водим кончиком языка (не отрывая его от нёба) вперёд — назад, включив голос. Следите, чтоб челюсти не двигались.
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение три–пять раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Л». Пример цепочки звуков: Л, Н, В, Л, Т, Л, Л, Ф, Л, С, Л…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Л». Пример цепочки звуков: ЛА–РО–МА–ЛУ–ЛО–КУ–ЛЫ–ТУ–СЫ–ЛА…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Л». Пример цепочки слов: кошка, лошадь, лук, сарай, ландыш, часы, бал, волк, книжка, пила, клоун…
Постановка звука
Чаще всего выделяют два способа постановки твёрдого звука «Л»: по подражанию и от других звуков, например, «А» и «Ы».
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Л»:
- губы открыты, их положение зависит от следующего звука;
- зубы разомкнуты, расстояние между верхними и нижними зубами очень небольшое;
- кончик языка поднят и упирается в альвеолы и частично в верхние резцы, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, поэтому по бокам языка образуются щели, через которые проходит выдыхаемый воздух;
- мягкое небо поднято и закрывает проход для воздуха в нос;
- голосовые связки сомкнуты, напряжены и вибрируют.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Л».
Автоматизация твёрдого звука «Л» в прямых слогах:
- ла — ло — лу
- лы — ло — лу
- лы — лу — ло
- ла — лу — лы
- ла — ло — лу
- лу — ло — лы
Автоматизация твёрдого звука «Л» в обратных слогах:
- ал — ол — ул
- ыл — ул — ол
- ёл — ол — ул
- ал — ял — ел
- ил — ыл — ял
- ёл — юл — эл
Автоматизация твёрдого звука «Л» в интервокальной позиции:
- ала — оло — улу
- оло — элэ — ала
- ылы — элэ — улу
- улу — ылы — ала
- элэ — улу — оло
- ылы — элэ — оло
Автоматизация твёрдого звука «Л» в слогах со стечением согласных:
- лва — лво — лву
- лвэ — дла — дло
- длу — длэ — дло
- лва — лву — лвэ
- длу — дло — дла
- лво — лву — лвэ
Автоматизация твёрдого звука «Л» в словах:
Лаз, лунка, юла, салат, лошадь, тулуп. палка, долго, полка, молния, стул, булка, лужа, бутылка, вокзал, лапша, лабиринт.
Автоматизация твёрдого звука «Л» в словосочетаниях:
Луч солнца, холодное молоко, сила голоса, оловянная ложка, весёлый малыш, лыжная палка, милая улыбка, белый голубь, годовалый малыш.
Автоматизация твёрдого звука «Л» в чистоговорках:
- Ла–ла–ла, Ла–ла–ла — Мила плачет у стола.
- Ло–ло–ло, Ло–ло–ло — как на улице светло.
- Ал–ал–ал, Ал–ал–ал — я достал пенал.
- Ил–ил–ил, Ил–ил–ил — вот так гол забил!
- Ол–ол–ол, Ол–ол–ол — в зале надо вымыть пол.
- Ыл–ыл–ыл, Ыл–ыл–ыл — он большущий очень был.
Автоматизация твёрдого звука «Л» в предложениях:
Алла пила молоко. Лось попал в ловушку. Мила ела салат. Клубок упал с лавки. Волк долго выл на луну. На лужайке много лопухов. С яблони упало спелое яблоко.
Автоматизация твёрдого звука «Л» в стихах:
Убежало, убежало,
убежало молоко.
я с трудом его поймала,
Быть хозяйкой нелегко!
(Р. Фархади)
Автоматизация твёрдого звука «Л» в рассказах:
«За ягодами»
Михаил взял кузовок и пошёл за ягодами. Долго Михаил был в бору. Набрал ягод и устал. Сел Михаил под ёлку. Где-то дятел долбил кору. Он искал жуков. Потом Михаил увидел зайца. Заяц от страха присел, а потом поскакал. Отдохнул Михаил. Встал, взял кузовок и пошёл. По дороге увидел на ёлке белку. Взял шишку и кинул в белку. Белка убежала.
Источники:
- «Звуки Л, Ль, Р, Рь, Й. Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», Е. Н. Спивак;
- «Правильно произносим звуки Л», Т. А. Ткаченко;
- «Правильно произносим звуки Р и Л», Т. А. Ткаченко;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.