Постановка звука «Кь»
Мягкий звук «Кь» — согласный, ротовой, глухой звук. По способу образования звук относят к смычно–взрывным, по месту образования — к заднеязычным.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Кь».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Кь»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, «ит» и «едр», вместо «кит» и «кедр»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Кь» на «Ть», например, произносит «латей» и «тефир», вместо «лакей» и «кефир».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Кь». Пример цепочки звуков: Кь, Ть, Кь, Хь, Кь, Гь, Кь, Ть, Кь…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Кь». Пример цепочки звуков: ТИ, ГЯ, КИ, КЕ, ТЯ, КЁ, КЮ, ХИ, ХЯ, КЕ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Кь». Пример цепочки слов: халат, кенгуру, букет, стена, кино, кит, чай, ракета, тапки, пол, перчатки…
Постановка звука
Чаще всего выделяют два способа постановки мягкого звука «Кь»: по подражанию и от звука «Хь».
При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Кь»:
- зубы не сомкнуты, оставляют свободный проход для выхода воздуха, расстояние между губами зависит от следующего звука;
- зубы не сомкнуты, расстояние между зубами зависит от следующего звука;
- кончик языка опущен, спинка языка сильно выгнута и касается границы твёрдого и мягкого нёба, затем смычка взрывается;
- мягкое нёбо поднято, закрывает проход воздуха в нос;
- голосовые связки разомкнуты;
- выдыхаемая струя сильная.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Кь».
Автоматизация мягкого звука «Кь» в прямых слогах:
- кё — кё — кё
- кя — кя — кя
- ке — ке — ке
- кё — кя — ке
- ки — ки — ки
- ки — кю — кя
Автоматизация мягкого звука «Кь» в обратных слогах:
- икь — икь — икь
- акь — акь — акь
- екь — екь — екь
- акь — икь — екь
- окь — окь — окь
- укь — укь — укь
Автоматизация мягкого звука «Кь» в интервокальной позиции:
- акя — акя — акя
- эке — эке — эке
- окё — окё — окё
- акя — эке — окё
- укю — укю — укю
- ики — ики — ики
Автоматизация мягкого звука «Кь» в слогах со стечением согласных:
- ски — ски — ски
- ске — ске — ске
- скю — скю — скю
- ске — скю — ске
- скя — скя — скя
- скё — скё — скё
Автоматизация мягкого звука «Кь» в словах:
Кефир, кенгуру, факир, океан, паркет, клей, палки, кит, кипяток, кисть, кино, керосин, анкета, банкет, букет, килограмм, кимоно…
Автоматизация мягкого звука «Кь» в словосочетаниях:
Кильки в банке, бабушкины тапки, мягкие лапки, килограмм кильки, сладкий кисель, яркий факел, тетенька в шляпке, пакетики с кетчупом, перчатки и варежки…
Автоматизация мягкого звука «Кь» в чистоговорках:
- Ке–ке–ке, Ке–ке–ке — рыба плавает в реке.
- Ки–ки–ки, Ки–ки–ки — потерял я тапки.
- Ки–ки–ки, Ки–ки–ки — ловят рыбу рыбаки.
- Ки–ки–ки, Ки–ки–ки — помогите, рыбаки!
- Ке–ке–ке, Ке–ке–ке — иду я налегке.
- Кет–кет–кет, Кет–кет–кет — тапки пачкают паркет.
Автоматизация мягкого звука «Кь» в предложениях:
Детишки во дворе катаются с высокой корки на санках. В чайнике накипь. У Кирилла на ногах беленькие носки и мягкие тапки. Старушки живут в избушке.
Автоматизация мягкого звука «Кь» в стихах:
В сумочке у мамочки —
Кубики для Верочки.
Кисточки — для Кирочки,
А для киски — килечки.
Автоматизация мягкого звука «Кь» в рассказах:
«Ким и Никита»
Ким читал Никите сказки. Там были и драконы, и волшебники, и царевна-лягушка.
— А сейчас драконы и волшебники есть? — спросил Никита.
— Нет, драконы и волшебники бывают только в сказках, — сказал Ким.
— Драконов, может и нет, — согласился Никита. — А волшебники есть. Они показывают фокусы в цирке.
Источники:
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова;
- «Автоматизация и дифференциация звуков у детей с лёгкой дизартрией. Сборник материалов», Л. И. Загляда, Т. А. Стрекатова, О. В. Загляда.