Постановка звука «К»
Твёрдый звук «К» — согласный, ротовой, глухой звук. По способу образования звук относят к смычно–взрывным, по месту образования — к заднеязычным.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «К».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «К»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «лад» и «вадрат», вместо «клад» и «квадрат»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «К» на «Т», например, произносит «трот» и «вултак», вместо «крот» и «вулкан».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «К». Пример цепочки звуков: К, Т, Г, К, Х, К, К, Т, К…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «К». Пример цепочки звуков: ТА, ГА, КО, КА, ХА, КУ, ДО, КУ, КЭ, ТО…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «К». Пример цепочки слов: кот, халат, кабан, хижина, рука, крот, труба, халва, камыш, цыплёнок, куб, кувшин…
Постановка звука
Чаще всего выделяют два способа постановки твёрдого звука «К»: по подражанию и от звука «Х».
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «К»:
- зубы не сомкнуты, оставляют свободный проход для выхода воздуха, расстояние между губами зависит от следующего звука;
- зубы не сомкнуты, расстояние между зубами зависит от следующего звука;
- кончик языка опущен, спинка языка сильно выгнута и касается границы твёрдого и мягкого нёба, затем смычка взрывается;
- мягкое нёбо поднято, закрывает проход воздуха в нос;
- голосовые связки разомкнуты;
- выдыхаемая струя сильная.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «К».
Автоматизация твёрдого звука «К» в прямых слогах:
- ка — ко — ку
- ко — кы — ка
- ку — ка — кы
- кэ — кэ — кэ
- ко — ка — кэ
- кы — кы — кы
Автоматизация твёрдого звука «К» в обратных слогах:
- ак — ак — ак
- ок — ок — ок
- ик — ик — ик
- ек — ек — ек
- ук — ук — уа
- ык — ык — ык
Автоматизация твёрдого звука «К» в интервокальной позиции:
- ака — ака — ака
- уку — уку — уку
- ока — око — око
- икы — икы — икы
- ака — уку — ока
- икы — ака — уку
Автоматизация твёрдого звука «К» в слогах со стечением согласных:
- ква — ква — ква
- ско — ска — ска
- кво — кво — кво
- квы — квы — квы
- ску — ску — ску
- кву — кву — кву
Автоматизация твёрдого звука «К» в словах:
Калоши, бак, бокал, скамья, секунда, чайка, волчок, коза, космос, камень, канат, мешок, краб, пеликан, закон, утка…
Автоматизация твёрдого звука «К» в словосочетаниях:
Вкусная картошка, красная скамейка, красивая скатерть, узкая юбка, букет из колокольчиков, корзинка с конфетами, высокое крыльцо…
Автоматизация твёрдого звука «К» в чистоговорках:
- Ка–ка–ка, Ка–ка–ка — вот широкая река.
- Ко–ко–ко, Ко–ко–ко — пейте детки молоко.
- Ко–ко–ко, Ко–ко–ко — рыбка ловится легко.
- Ык–ык–ык, Ык–ык–ык — покажи скорей язык.
- Ук–ук–ук, Ук–ук–ук — раздаётся стук.
- Ка–ка–ка, Ка–ка–ка — есть улов у рыбака.
Автоматизация твёрдого звука «К» в предложениях:
Канарейка скучает в клетке. Ксюша пекла пироги с яблоками и капустой. Катюша кушает кашу. Куртка висела на крючке в коридоре. Костю покусали комары. На маскарад Катя надела маску и костюм кошки.
Автоматизация твёрдого звука «К» в стихах:
На прямую палочка
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буквой К на нас глядит.
(Г. Ванюхин)
Автоматизация твёрдого звука «К» в рассказах:
«КАК ВАРИТЬ КОМПОТ»
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вошел кот и закричал:
— Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как варить компот!
— Ну и как его варить?
— Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной.
Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное.
Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.
Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик-клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик:
— Готово! Кушайте на здоровье.
Попробовали друзья, плюются:
— Компот называется! Сам ешь!
— Почему же так невкусно получилось? — мрачно размышлял кот.
(Г. Юдин)
Источники:
- «Логопедия для дошкольников. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф», Л. Н. Зуева;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.