Постановка звука «К»

Твёрдый звук «К» — согласный, ротовой, глухой звук. По способу образования звук относят к смычно–взрывным, по месту образования — к заднеязычным.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «К».

Оглавление
  1. Виды нарушений
  2. Фонематический слух
  3. Постановка звука
  4. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «К»:

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

Постановка звука

Чаще всего выделяют два способа постановки твёрдого звука «К»: по подражанию и от звука «Х».

При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «К»:

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «К».

Автоматизация твёрдого звука «К» в прямых слогах:

Автоматизация твёрдого звука «К» в обратных слогах:

Автоматизация твёрдого звука «К» в интервокальной позиции:

Автоматизация твёрдого звука «К» в слогах со стечением согласных:

Автоматизация твёрдого звука «К» в словах:

Калоши, бак, бокал, скамья, секунда, чайка, волчок, коза, космос, камень, канат, мешок, краб, пеликан, закон, утка…

Автоматизация твёрдого звука «К» в словосочетаниях:

Вкусная картошка, красная скамейка, красивая скатерть, узкая юбка, букет из колокольчиков, корзинка с конфетами, высокое крыльцо…

Автоматизация твёрдого звука «К» в чистоговорках:

Автоматизация твёрдого звука «К» в предложениях:

Канарейка скучает в клетке. Ксюша пекла пироги с яблоками и капустой. Катюша кушает кашу. Куртка висела на крючке в коридоре. Костю покусали комары. На маскарад Катя надела маску и костюм кошки.

Автоматизация твёрдого звука «К» в стихах:

На прямую палочка
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буквой К на нас глядит.
(Г. Ванюхин)

Автоматизация твёрдого звука «К» в рассказах:

«КАК ВАРИТЬ КОМПОТ»
На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вошел кот и закричал:
— Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как варить компот!
— Ну и как его варить?
— Принесите каждый все самое вкусное, остальное — за мной.
Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное.
Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку.
Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик-клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки, кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.
Через некоторое время он позвонил в колокольчик:
— Готово! Кушайте на здоровье.
Попробовали друзья, плюются:
— Компот называется! Сам ешь!
— Почему же так невкусно получилось? — мрачно размышлял кот.
(Г. Юдин)


Источники: