Постановка звука «Г»
Твёрдый звук «Г» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывным, по месту образования — к заднеязычным, активную роль в его артикуляции играет задняя спинка языка.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Г».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Г»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «армошка» и «рабли», вместо «гармошка» и «грабли»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Г» на «Д», например, произносит «дод» и «дном», вместо «год» и «гном»;
- искажение — проторное произнесение звука «Г» как «ХЭ», например, ребёнок произносит «хэлаз» и «хэлова», вместо «глаз» и «голова».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Г». Пример цепочки звуков: Д, Г, Б, Г, Г, К, Х, К, Д, Г…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Г». Пример цепочки звуков: ТУ, ГА, КА, КУ, ГУ, КО, РО, ГО, КЫ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Г». Пример цепочки слов: дуб, гусь, хлеб, халат, гамак, голубь, диван, галька, дуб, губка, гудок…
Постановка звука
Чаще всего твёрдый звук «Г» ставят по подражанию от звука «К» с добавлением голоса.
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Г»:
- губы разомкнуты, расстояние между губами зависит от последующего звука;
- зубы разомкнуты;
- кончик языка опущен, спинка языка сильно выгнута и касается границы твёрдого и мягкого нёба;
- мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывая проход воздуха в нос;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют, выдох менее напряженный, чем при произнесении звука «К».
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Г».
Автоматизация твёрдого звука «Г» в прямых слогах:
- га — га — га
- гы — гы — гы
- гэ — гэ — гэ
- го — го — го
- гу — гу — гу
Автоматизация твёрдого звука «Г» в обратных слогах:
- угма — огма — ыгма
- ыгма — эгма — огма
- агма — огма — угма
- эгма — огма — агма
- огма — агма — ыгма
Автоматизация твёрдого звука «Г» в интервокальной позиции:
- ага — ага — ага
- эгэ — эгэ — эгэ
- угу — угу — угу
- ого — ога — ога
- игы — игы — игы
Автоматизация твёрдого звука «Г» в слогах со стечением согласных:
- гла — гла — гла
- гры — гры — гры
- гро — гро — гро
- глу — глу — глу
- гло — гло — гло
- глы — глы — глы
Автоматизация твёрдого звука «Г» в словах:
Газ, дорога, голос, нога, игла, гусли, погода, град, гора, багаж, глаз, газета, глобус, загар, дуга, гамак, грузовик, фольга, игра, гусеница, губа.
Автоматизация твёрдого звука «Г» в словосочетаниях:
Голубая глина, голубая гвоздика, гул голосов, говорунья говорила, горная дорога, кругом вьюга, грозди винограда, дорогой магазин, гнилая груша.
Автоматизация твёрдого звука «Г» в чистоговорках:
- Га–га–га, Га–га–га — не болит уже нога
- Гу–гу–гу, Гу–гу–гу — мыть посуду не могу.
- Аг–аг–аг, Аг–аг–аг — в кухне есть дуршлаг.
- Ог–ог–ог, Ог–ог–ог — наш учитель строг.
- Гу–гу–гу, Гу–гу–гу — я читать могу!
Автоматизация твёрдого звука «Г» в предложениях:
У Гали громкий голос. Головастик готовится стать лягушонком. Голубую глину добывают в карьере за городом. На гармошке гармонист играл гаммы. Гуси громко гоготали на берегу ручья. Галя гнала гусей.
Автоматизация твёрдого звука «Г» в стихах:
Гусь купил себе гармошку,
, но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
по-гусиному шипела.
(Г. Виеру)
Автоматизация твёрдого звука «Г» в рассказах:
«ГЕНЕРАЛ ГЕНА»
Гусёнок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул большой гвоздь.
Глянул в зеркало — настоящий генерал.
Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.
— Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!
А галчата как загалдят:
— Это ты-то генерал? А где твоя сабля?
— А вот же, под крылом, — говорит Гена.
— А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.
— Эх вы, глупенькие, — грустно сказал Гена. — Нет у вас фантазии.
(Г. Юдин)
Источники:
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедия для дошкольников. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф», Л. Н. Зуева;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.