Постановка звука «Дь»

Мягкий звук «Дь» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывным, по месту образования — к переднеязычным, активную роль в его артикуляции играет передняя часть языка.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Дь».

Оглавление
  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Дь»:

Причинами неправильного произношения звука часто являются:

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Дь»:

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

Постановка звука

Чаще всего выделяют два способа постановки мягкого звука «Дь»:

При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Дь»:

В отличие от твёрдого «Д», губы слегка раздвинуты, зубы чуть более сомкнуты (сдвинуты), а язык более расслаблен и не так напряжён.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Если родители самостоятельно работают над автоматизацией нового для ребёнка звука, они обязательно должны следить, чтобы звук над которым они работают произносился чётко и акцентировано. Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Дь».

Автоматизация мягкого звука «Дь» в прямых слогах:

Автоматизация мягкого звука «Дь» в обратных слогах:

Автоматизация мягкого звука «Дь» в интервокальной позиции:

Автоматизация мягкого звука «Дь» в слогах со стечением согласных:

Автоматизация мягкого звука «Дь» в словах:

Дельфин, диплом, деньги, дети, диск, дядя, дело, деревня, диво, дятел, девочка, день, деталь, диван, дерево, дичь, декорация.

Автоматизация мягкого звука «Дь» в словосочетаниях:

Сидеть на диване, дядя Дима, леденец у младенца, в воде дельфины, иди один, на дереве дятел, деловые люди, ходить по льдине, проделки детей.

Автоматизация мягкого звука «Дь» в чистоговорках:

Автоматизация мягкого звука «Дь» в предложениях:

Девочка пьёт водичку. Я водил вездеход. Дятел долбит дерево. Денег было видимо-невидимо. Пойди и сядь на диван. Родители одевали детей в раздевалке. У Димы дядя водитель.

Автоматизация мягкого звука «Дь» в стихах:

Лебеди, лебеди,
Белые лебеди.
Лебеди летели
И на воду сели.
Сели, посидели,
Снова полетели.

Автоматизация мягкого звука «Дь» в рассказах:

Дима нарисовал дерево. Около дерева — маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. — Дима, как красиво, — сказала мама. Дима был рад.

***

Дедушка Дуни — пасечник. Он разводит пчёл и собирает много мёда. Дуня помогает дедушке. Они собирает мёд и вместе с дедушкой наполняет бидоны. Бидоны с мёдом стоят в саду. Потом дедушка с Дуней продают мёд. Много народу приходит за мёдом. Мед у дедушки Дуни душистый, сладкий.


Источники: