Постановка звука «Дь»
Мягкий звук «Дь» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывным, по месту образования — к переднеязычным, активную роль в его артикуляции играет передняя часть языка.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Дь».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Дь»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и пропускает его в своей речи, например, говорит «евочка» и «ятел», вместо «девочка» и «дятел»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Дь» на «Гь», например, произносит «гиван» и «лебеги», вместо «диван» и «лебеди»;
- искажение — когда ребёнок произносит звук межзубно;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, произносит «крокотил» вместо «крокодил», и тут же вместо «тесто» произ «десто».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- неразвитый фонематических слух;
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- плохая речь окружающих.
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Дь»:
- Улыбнуться, слегка открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов, удерживать такое положение несколько секунд.
- Улыбнуться, слегка раздвинуть зубы и прижать кончик языка к альвеола.
- «Причесать» кончиком языка верхние центральные резцы, проводя языков от альвеол к кончикам зубов.
- Подуть на закушенный зубами язык. Звук при этом должен быть похож на межзубный «Зь».
- Сжать зубы, улыбнуться, несколько раз плотно прижать кончик языка к месту смыкания зубов.
- Закусить кончик языка зубами и покусать его несколько раз, фиксируя ощущения на его кончике.
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Дь». Пример цепочки звуков: Т, Бь, Д, Н, Д, Дь, Ф, Д, Т, Дь…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Дь». Пример цепочки звуков: ДИ, ТИ, МЯ, БЮ, ДЯ, ДЮ, ПЕ, СЁ, ДЕ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Дь». Пример цепочки слов: филин, тень, дятел, поделка, нить, медведи, диван, планета, ладья…
Постановка звука
Чаще всего выделяют два способа постановки мягкого звука «Дь»:
- по подражанию;
- от твёрдого звука «Д»: ребенок произносит звук «Д» с приоткрытым ртом, в этот момент взрослый чайной ложечкой опускает кончик языка за нижние резцы.
При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Дь»:
- губы разомкнуты, принимают положение следующего за ним звука;
- язык образует своим передним краем смычку с верхними резцами, боковые стороны языка прилегают к верхним коренным зубам, затем смычка «взрывается» под напором воздуха, выдыхаемого изо рта;
- мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
- голосовые связки напряжены, сомкнуты и вибрируют.
В отличие от твёрдого «Д», губы слегка раздвинуты, зубы чуть более сомкнуты (сдвинуты), а язык более расслаблен и не так напряжён.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Если родители самостоятельно работают над автоматизацией нового для ребёнка звука, они обязательно должны следить, чтобы звук над которым они работают произносился чётко и акцентировано. Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Дь».
Автоматизация мягкого звука «Дь» в прямых слогах:
- де — ди — дя
- ди — дю — де
- ди — де — дю
- дя — дю — дё
- ди — де — ди
Автоматизация мягкого звука «Дь» в обратных слогах:
- едьма — ёдьма — юдьма
- идьма — едьма — ядьма
- едьма — ядьма — ёдьма
- юдьма — ёдьма — идьма
Автоматизация мягкого звука «Дь» в интервокальной позиции:
- ёдё — юдю — ядя
- иди — еде — ёдё
- еде — ёдё — ядя
- юдю — иди — еде
Автоматизация мягкого звука «Дь» в слогах со стечением согласных:
- бде — бди — бдя
- вде — вди — вдя
- где — гди — гдю
- бде — вди — где
Автоматизация мягкого звука «Дь» в словах:
Дельфин, диплом, деньги, дети, диск, дядя, дело, деревня, диво, дятел, девочка, день, деталь, диван, дерево, дичь, декорация.
Автоматизация мягкого звука «Дь» в словосочетаниях:
Сидеть на диване, дядя Дима, леденец у младенца, в воде дельфины, иди один, на дереве дятел, деловые люди, ходить по льдине, проделки детей.
Автоматизация мягкого звука «Дь» в чистоговорках:
- Ди–ди–ди, Ди–ди–ди, ди — никого не буди.
- Де–де–де, Де–де–де — я не знаю где.
- Ди–ди–ди, Ди–ди–ди — ты спокойно посиди.
- Де–де–де, Де–де–де — вот беда! Вадим, ты где?
Автоматизация мягкого звука «Дь» в предложениях:
Девочка пьёт водичку. Я водил вездеход. Дятел долбит дерево. Денег было видимо-невидимо. Пойди и сядь на диван. Родители одевали детей в раздевалке. У Димы дядя водитель.
Автоматизация мягкого звука «Дь» в стихах:
Лебеди, лебеди,
Белые лебеди.
Лебеди летели
И на воду сели.
Сели, посидели,
Снова полетели.
Автоматизация мягкого звука «Дь» в рассказах:
Дима нарисовал дерево. Около дерева — маленький прудик. В нём плавали великолепные белые лебеди. Дима показал рисунок маме. — Дима, как красиво, — сказала мама. Дима был рад.
***
Дедушка Дуни — пасечник. Он разводит пчёл и собирает много мёда. Дуня помогает дедушке. Они собирает мёд и вместе с дедушкой наполняет бидоны. Бидоны с мёдом стоят в саду. Потом дедушка с Дуней продают мёд. Много народу приходит за мёдом. Мед у дедушки Дуни душистый, сладкий.
Источники:
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
- «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Т-ТЬ, Д-ДЬ», Ю.Б Жихарева;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.