Постановка звука «Д»
Твёрдый звук «Д» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывным, по месту образования — к переднеязычным, активную роль в его артикуляции играет передняя часть языка.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Д».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Д»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «уш» и «ача», вместо «душ» и «дача»;
- искажение — когда ребёнок произносит звук межзубно;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Д» на «Т» или «В», например, произносит «вятел» и «том», вместо «дятел» и «дом»;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «трава» вместо «дрова», и тут же вместо «танк» произносит «данк».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «Д»:
- Улыбнуться, открыть рот, коснуться кончиком языка верхних передних зубов и удерживать такое положение несколько секунд (смотрите упражнение Парус).
- Быстро высунуть язык изо рта, коснуться верхних передних зубов и убрать язык обратно.
- Прижать кончик языка к верхним передним зубам и дуть на язык, раздвинув губы в улыбке и слегка приоткрыв рот.
- Закусить язык зубами, улыбнуться и толчками вытолкнуть воздух изо рта.
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Д». Пример цепочки звуков: Б, Д, Т, Н, Д, Л, В, Д, Г, Д…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Д». Пример цепочки звуков: ТА, ДА, СУ, МО, ДУ, ТЫ, ДО, СА, ДЫ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Д». Пример цепочки слов: тумба, сын, бидон, нож, душ, ладонь, доски, сажа, плоды, седло…
Постановка звука
Чаще всего выделяют следующие способы постановки твёрдого звука «Д»:
- по подражанию: произнося слог «ДА–ДА–ДА»;
- от звука «Т»: ребенок кладет одну руку на гортань взрослого, другую руку — на свою гортань. Взрослый поочерёдно произносит звуки «Т» и «Д», обращая внимание малыша на разницу в произнесении и вибрацию звука «Д»;
- от слога «БА»: ребенок произносит слоги «БА–БА–БА» с приоткрытым ртом, а взрослый заводит его язык за верхние зубы, должен получиться зук похожий на «ДА»;
- от звука «Б»: ребенок произносит звук «Б» межзубно (с просонутым между зубами языком), а взрослый пальцами раздвигает губы;
- от звука «З» или «Ж»: малыш произносит звук «З» или «Ж» с приоткрытым ртом и, в момент произнесения звука, взрослый чайной ложечкой прижимает кончик языка к альвеолам.
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Д»:
- губы разомкнуты, принимают положение следующего за ним звука;
- язык образует своим передним краем смычку с верхними резцами, боковые стороны языка прилегают к верхним коренным зубам, затем смычка «взрывается» под напором воздуха, выдыхаемого изо рта;
- мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
- голосовые связки напряжены, сомкнуты и вибрируют.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Если родители самостоятельно работают над автоматизацией нового для ребёнка звука, они обязательно должны следить, чтобы звук над которым они работают произносился чётко и акцентировано. Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Д».
Автоматизация твёрдого звука «Д» в прямых слогах:
- да — да — да
- да — до — ду
- ды — ду — да
- до — ду — ды
- до — да — ды
- ды — до — да
Автоматизация твёрдого звука «Д» в обратных слогах:
- адма — одма — удма
- адма — одма — ыдма
- ыдма — эдма — одма
- удма — адма — ыдма
- одма — адма — удма
- ыдма — удма — адма
Автоматизация твёрдого звука «Д» в интервокальной позиции:
- ада — одо — уду
- уду — одо — ада
- эдэ — одо — уду
- одо — ада — ыды
- одо — эдэ — уду
- ыды — уду — ада
Автоматизация твёрдого звука «Д» в слогах со стечением согласных:
- два — дво — дву
- двы — двэ — два
- двы — дво — двэ
- дву — дво — двы
- два — дву — дву
- двэ — дву — дво
Автоматизация твёрдого звука «Д» в словах:
Добыча, долг, дуб, дух, дырка, духовка, дар, подарок, помидор, ладонь, вода, воздух, драка, задание, подмога, чердак, сандали, дно.
Автоматизация твёрдого звука «Д» в словосочетаниях:
Дай ягоду, домашнее задание, подмети в доме, длинная дорога, педаль велосипеда, дождливая погода, дай воды, новогодний праздник.
Автоматизация твёрдого звука «Д» в чистоговорках:
- Ду–ду–ду, Ду–ду–ду — спать я не пойду.
- Да–да–да, Да–да–да — ой, холодная вода.
- Дом–дом–дом, Дом–дом–дом — загорелся кошкин дом.
- Ду–ду–ду, Ду–ду–ду — в лужу я не упаду.
- Да–да–да, Да–да–да — не ходи, Вадим, туда!
- Ду–ду–ду, Ду–ду–ду — Всё равно туда пойду,
Автоматизация твёрдого звука «Д» в предложениях:
В саду дует ветер. Во дворе лежат дрова. Я пойду домой. Люда дала Даше мандарин. По дороге идут два дога. Над домом радуга. Подлей в ванну холодной воды.
Автоматизация твёрдого звука «Д» в стихах:
— Дайте чемоданчик, детки!
— Где же он?
— На табуретке!
(Г. Виеру)
Автоматизация твёрдого звука «Д» в рассказах:
«ДОРМИДОНТЫЧ, ДЖУЛЬБАРС И ДРУГИЕ»
Добрый день, дорогие дети!
Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы добрались до буквы Д. Должен, кстати, доложить вам, что я давно живу на улице Достоевского в доме двадцать девять, вход со двора.
В нашем доме живут разные дяди, домохозяйки, дедушки, девушки, дети, дворник Дормидонтыч и две собаки — добродушная дворняжка Дружок и доберман-пинчер Джульбарс.
Есть у нас долгожитель — дедушка Дудочкин. Он дожил до 99 лет. Есть дрессировщик Дельфинов (он действительно дрессирует дельфинов). Есть девочка Даша, дочка дрессировщика Дельфинова. Есть двоечник и драчун Дима Деточкин. Он любит дергать Дашу за косички. Есть доктор–дантист Денежкин, двоюродный дядя Димы. Есть даже депутат товарищ Дмитрюк Д. Д.
Все жители нашего дома живут дружно, относятся друг к другу доброжелательно, даже к двоечнику Диме (в те дни, когда он не дерется и не дразнит добермана-пинчера).
(Л. Каминский)
Источники:
- «Звуки Т, ТЬ, Д, ДЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет», О. В. Егорова;
- «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки Т-ТЬ, Д-ДЬ», Ю.Б Жихарева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.