Постановка звука «Д»

Твёрдый звук «Д» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывным, по месту образования — к переднеязычным, активную роль в его артикуляции играет передняя часть языка.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Д».

Оглавление
  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Д»:

Причинами неправильного произношения звука часто являются:

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «Д»:

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

Постановка звука

Чаще всего выделяют следующие способы постановки твёрдого звука «Д»:

При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Д»:

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Если родители самостоятельно работают над автоматизацией нового для ребёнка звука, они обязательно должны следить, чтобы звук над которым они работают произносился чётко и акцентировано. Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Д».

Автоматизация твёрдого звука «Д» в прямых слогах:

Автоматизация твёрдого звука «Д» в обратных слогах:

Автоматизация твёрдого звука «Д» в интервокальной позиции:

Автоматизация твёрдого звука «Д» в слогах со стечением согласных:

Автоматизация твёрдого звука «Д» в словах:

Добыча, долг, дуб, дух, дырка, духовка, дар, подарок, помидор, ладонь, вода, воздух, драка, задание, подмога, чердак, сандали, дно.

Автоматизация твёрдого звука «Д» в словосочетаниях:

Дай ягоду, домашнее задание, подмети в доме, длинная дорога, педаль велосипеда, дождливая погода, дай воды, новогодний праздник.

Автоматизация твёрдого звука «Д» в чистоговорках:

Автоматизация твёрдого звука «Д» в предложениях:

В саду дует ветер. Во дворе лежат дрова. Я пойду домой. Люда дала Даше мандарин. По дороге идут два дога. Над домом радуга. Подлей в ванну холодной воды.

Автоматизация твёрдого звука «Д» в стихах:

— Дайте чемоданчик, детки!
— Где же он?
— На табуретке!
(Г. Виеру)

Автоматизация твёрдого звука «Д» в рассказах:

«ДОРМИДОНТЫЧ, ДЖУЛЬБАРС И ДРУГИЕ»
Добрый день, дорогие дети!
Вы, наверное, уже догадались, что сегодня мы добрались до буквы Д. Должен, кстати, доложить вам, что я давно живу на улице Достоевского в доме двадцать девять, вход со двора.
В нашем доме живут разные дяди, домохозяйки, дедушки, девушки, дети, дворник Дормидонтыч и две собаки — добродушная дворняжка Дружок и доберман-пинчер Джульбарс.
Есть у нас долгожитель — дедушка Дудочкин. Он дожил до 99 лет. Есть дрессировщик Дельфинов (он действительно дрессирует дельфинов). Есть девочка Даша, дочка дрессировщика Дельфинова. Есть двоечник и драчун Дима Деточкин. Он любит дергать Дашу за косички. Есть доктор–дантист Денежкин, двоюродный дядя Димы. Есть даже депутат товарищ Дмитрюк Д. Д.
Все жители нашего дома живут дружно, относятся друг к другу доброжелательно, даже к двоечнику Диме (в те дни, когда он не дерется и не дразнит добермана-пинчера).
(Л. Каминский)


Источники: