Постановка звука «Бь»

Мягкий звук «Бь» — согласный, звонкий звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывным, по месту образования — к губно-губным, активную роль в его артикуляции играют губы.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Бь».

Оглавление
  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Бь»:

Причинами неправильного произношения звука часто являются:

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Бь»:

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

Постановка звука

Чаще всего выделяют два способа постановки мягкого звука «Бь»:

При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Бь»:

В отличие от твёрдого «Б», губы раздвинуты больше, а смыкание губ более сильное: губы больше напряжены, больше приподнята спинка языка.

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Бь».

Автоматизация мягкого звука «Бь» в прямых слогах:

Автоматизация мягкого звука «Бь» в интервокальной позиции:

Автоматизация мягкого звука «Бь» в слогах со стечением согласных:

Автоматизация мягкого звука «Бь» в словах:

Берег, бирка, обед, побег, любитель, айсберг, бинт, белка, обида, лебедь, забияка, голуби, беседа, пробежка, бетон, победитель…

Автоматизация мягкого звука «Бь» в словосочетаниях:

Белые лебиди, белены объелся, вкусный обед, белый бинт, весёлые ребята, ветви рябины, беззубый бегемот, маленький ребёнок…

Автоматизация мягкого звука «Бь» в чистоговорках:

Автоматизация мягкого звука «Бь» в предложениях:

Белый лебедь плавает у берега. Ребенок несет в бидоне белое молоко. У слона большие бивни. Обезьяна собирается обедать. Мы собирали подберёзовики.

Автоматизация мягкого звука «Бь» в стихах:

Белка–забияка
Бегает кругом.
На березу белка
Смотрит: — «Высоко!»
— Белка, белка, белочка
Не беги туда!
Белка, белка, белочка,
Как ты хороша!
(О. Егорова)

Автоматизация мягкого звука «Бь» в рассказах:

«КАК НАЙТИ ДОРОЖКУ»
Ребята пошли в гости к деду-леснику. По­шли и заблудились. Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. Ребята — к ней:
— Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку.
— Очень просто, — отвечает Белка. — Пры­гайте с этой ёлки вон на ту, с той — на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!
— Спасибо, Белка! — говорят ребята.— Только мы не умеем по деревьям прыгать.
(по В. Берестову)


Источники: