Постановка звука «Бь»
Мягкий звук «Бь» — согласный, звонкий звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывным, по месту образования — к губно-губным, активную роль в его артикуляции играют губы.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Бь».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения мягкого звука «Бь»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «голуи» и «елка», вместо «голуби» и «белка»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Бь» на «Фь», «Вь» или «Мь», например, произносит «фирка», «омед» и «поведа», вместо «бирка», «обед» и «победа»;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «рупин» вместо «рубин», и тут же вместо «пингвин» говорит «бингвин».
Причинами неправильного произношения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении мягкого звука «Бь»:
- сомкнуть и разомкнуть губы при слегка разведённых уголках рта;
- несильно надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками;
- слегка надуть щёки и медленно сдуть воздух через сомкнутые губы, углы рта при этом раздвинуты;
- втянуть губы в рот, углы рта при этом раздвинуты, резко вытолкнуть губы;
- втягивать в рот поочерёдно то нижнюю, то верхнюю губу;
- высунуть язык и зажать его кончик губами (язык должен быть расслаблен и распластан);
- надуть щёки и с шумом выпустить воздух через слегка раздвинутые в улыбке губы.
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Бь». Пример цепочки звуков: Бь, Мь, Нь, Бь, Кь, О, Бь, Сь, Б, Бь…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Бь». Пример цепочки звуков: ПИ, БИ, ТЯ, БЕ-МЕ, БЯ, БЮ, РЮ, БЁ…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Бь». Пример цепочки слов: тело, бирька, диван, вилка, бинокль, рубин, кабина, песня, победа…
Постановка звука
Чаще всего выделяют два способа постановки мягкого звука «Бь»:
- по подражанию: произносим БИ–БИ–БИ, слегка раздувая щёки;
- от звука «Пь»: малыш произносит звук «Пь» с добавлением голоса, ощущая вибрацию голоса при произнесении.
При правильном произнесении (артикуляции) мягкого звука «Бь»:
- губы смыкаются;
- под напором выдыхаемого воздуха взрывается смычка;
- положение языка зависит от следующего звука;
- мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
В отличие от твёрдого «Б», губы раздвинуты больше, а смыкание губ более сильное: губы больше напряжены, больше приподнята спинка языка.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации мягкого звука «Бь».
Автоматизация мягкого звука «Бь» в прямых слогах:
- бе — бя — бё
- бю — би — би
- бе — бё — бя
- бя — би — бе
- би — бю — бя
- бя — бе — би
Автоматизация мягкого звука «Бь» в интервокальной позиции:
- абе — обё — убю
- ыби — эбе — абя
- абе — обё — иби
- эбе — ыби — абе
- иби — эбе — обё
- убю — обй — абе
Автоматизация мягкого звука «Бь» в слогах со стечением согласных:
- нби — нбя — нбе
- нбю — вби — вбе
- вбя — вбю — сби
- сбе — сбя — сбя
- дби — дбя — дбю
- нбе — вбя — дби
Автоматизация мягкого звука «Бь» в словах:
Берег, бирка, обед, побег, любитель, айсберг, бинт, белка, обида, лебедь, забияка, голуби, беседа, пробежка, бетон, победитель…
Автоматизация мягкого звука «Бь» в словосочетаниях:
Белые лебиди, белены объелся, вкусный обед, белый бинт, весёлые ребята, ветви рябины, беззубый бегемот, маленький ребёнок…
Автоматизация мягкого звука «Бь» в чистоговорках:
- Бе–бе–бе, Бе–бе–бе — потрубил я на трубе.
- Би–би–би, Би–би–би — громко не труби.
- Бе–бе–бе, Бе–бе–бе — белка спряталась в трубе.
- Би–би–би, Бя–бя–бя — выбираю я тебя.
- Би–би–би, Би–би–би — полетели голуби.
- Бе–бе–бе, Бе–бе–бе — поиграем на трубе.
Автоматизация мягкого звука «Бь» в предложениях:
Белый лебедь плавает у берега. Ребенок несет в бидоне белое молоко. У слона большие бивни. Обезьяна собирается обедать. Мы собирали подберёзовики.
Автоматизация мягкого звука «Бь» в стихах:
Белка–забияка
Бегает кругом.
На березу белка
Смотрит: — «Высоко!»
— Белка, белка, белочка
Не беги туда!
Белка, белка, белочка,
Как ты хороша!
(О. Егорова)
Автоматизация мягкого звука «Бь» в рассказах:
«КАК НАЙТИ ДОРОЖКУ»
Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. Ребята — к ней:
— Белка, Белка, расскажи, Белка, Белка, покажи, как найти дорожку к дедушке в сторожку.
— Очень просто, — отвечает Белка. — Прыгайте с этой ёлки вон на ту, с той — на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!
— Спасибо, Белка! — говорят ребята.— Только мы не умеем по деревьям прыгать.
(по В. Берестову)
Источники:
- «Тетрадь для закрепления произношения звуков П, Пь, Б, Бь, Ф, Фь, В, Вь, Т, Ть, Д, Дь», Н. В. Гальская;
- «Звуки П, Пь, Б, Бь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5–7 лет», О. В. Егорова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.