Постановка звука «Б»

Твёрдый звук «Б» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывным, по месту образования — к губно–губным, активную роль в его артикуляции играют губы.

Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Б».

Оглавление
  1. Виды нарушений
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Фонематический слух
  4. Постановка звука
  5. Автоматизация звука

Виды и причины нарушения произношения

Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Б»:

Причинами неправильного произнесения звука часто являются:

Артикуляционная гимнастика

Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.

Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «Б»:

Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.

Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:

Постановка звука

Чаще всего твёрдый звук «Б» ставят:

При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Б»:

Автоматизация звука

Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.

Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Б».

Автоматизация твёрдого звука «Б» в прямых слогах:

Автоматизация твёрдого звука «Б» в обратных слогах:

Автоматизация твёрдого звука «Б» в интервокальной позиции:

Автоматизация твёрдого звука «Б» в слогах со стечением согласных:

Автоматизация твёрдого звука «Б» в словах:

Будильник, бумага, борт, босой, баня, базар, бобы, борода, балет, болото, букет, богач, бык, бачок, бал, болт, бусинка, бочка.

Автоматизация твёрдого звука «Б» в словосочетаниях:

Борт корабля, у забора бобы, сдобная булка, большой букет, башню разобрали, бордовый бант, рыбы в банке, собачья будка, забросить шайбу.

Автоматизация твёрдого звука «Б» в чистоговорках:

Автоматизация твёрдого звука «Б» в предложениях:

Балерина была на балу. Боря ел кабачки. На столе большая банка с бобами. Я буду работать булочником. На блюде бананы и арбуз. Ботинки быстро намокли. Под дубом стоит бочка.

Автоматизация твёрдого звука «Б» в стихах:

Буква Б проснётся рано.
Буква Б — бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь, Борис Бобров!
(В. Степанов)

Автоматизация твёрдого звука «Б» в рассказах:

«ЛЕСНЫЕ МУЗЫКАНТЫ»
Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и ну лупить: бум! бум! бум!!!
Подошёл барсук с баяном:
— Можно с тобой вместе поиграть?
— Конечно, можно! — обрадовался баран.
Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядком на бревно и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли — все звери сбежались.
— Нельзя ли потише? — просят звери.
А музыканты еще громче заиграли. Тут вышла белочка:
— Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.
Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали ходить по лесам и со всех бублики да баранки требовать.
— Если не принесете, — грозят, — как заиграем — вам же хуже будет.
Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту и давай играть да орать!
— «Ну, — думают, — наедимся сейчас бубликов!»
А у бегемота шкура толстая.
— Бис, — бурчит, — браво! Бейте громче, ребята.
Уж ребята били, били да оглохли сами. Бросили свои инструменты, и с тех пор в лесу тишина…
(Г. Юдин)


Источники: