Постановка звука «Б»
Твёрдый звук «Б» — согласный, ротовой, звонкий звук. По способу образования звук относят к смычно-взрывным, по месту образования — к губно–губным, активную роль в его артикуляции играют губы.
Процесс коррекции (постановки) звука включает в себя: артикуляционную гимнастику, развитие фонематического слуха, постановку изолированного звука и наконец, введение нового для малыша звука в его повседневную речь. Ниже вы найдёте примерную схему работы и упражнения для самостоятельной постановки звука «Б».
Виды и причины нарушения произношения
Выделяют следующие виды нарушений звукопроизношения твёрдого звука «Б»:
- отсутствие — когда ребёнок ещё не научился произносить звук и просто пропускает его в своей речи, например, говорит «отинок» и «утон», вместо «ботинок» и «бутон»;
- замена — когда ребёнок заменяет звук «Б» на «Ф», «В» или «М», например, произносит «фантик», «ванка» и «мулка», вместо «бантик», «банка» и «булка»;
- смешение — когда ребёнок умеет произносить звук, но путает его в речи, например, говорит «пумага» вместо «бумага», и тут же вместо «пакет» говорит «бакет».
Причинами неправильного произнесения звука часто являются:
- особенность строения артикуляционного аппарата;
- неразвитый фонематических слух;
- недостаточно подвижный артикуляционный аппарат;
- плохая речь окружающих.
Артикуляционная гимнастика
Процесс подготовки артикуляционного аппарата малыша к правильному произнесению звуков начинается с артикуляционной гимнастики. Цель гимнастики — научить малыша движениям и положениям, которые должны занимать его губы, язык и мягкое нёбо во время говорения.
Примеры упражнений для укрепления и развития мышц артикуляционного аппарата при произнесении твёрдого звука «Б»:
- сомкнуть и разомкнуть губы;
- надуть щёки и несколько секунд удерживать воздух за надутыми щеками;
- надуть щёки и медленно подуть через узкую трубочку губ;
- закусить нижними зубами верхнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд;
- закусить верхними зубами нижнюю губу и удерживать в таком положении несколько секунд;
- высунуть язык и зажать его кончик губами, затем быстро втянуть язык и сомкнуть губы;
- надуть щёки и с шумом выпустить воздух через губы: пф–пф–фп…
Заниматься артикуляционной гимнастикой желательно ежедневно, повторяя каждое упражнение пять–шесть раз.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух — это способность ребёнка слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. Цель этого этапа — развитие слухового внимания и воспитание у малыша умения улавливать разницу между правильным и искажённым звуком.
Примеры упражнений, направленных на развитие слухового внимания малыша:
- Мама произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит звук «Б». Пример цепочки звуков: Б, В, С, П, Б, Ш, Д, Б, Л, М…
- Мама произносит слоги, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слог со звуком «Б». Пример цепочки звуков: ТО, БА, ТУ, МУ, БУ, ПА, БА, СЫ, БО…
- Мама произносит слова, а малыш хлопает в ладоши, когда слышит слово со звуком «Б». Пример цепочки слов: работа, дом, арбуз, пушка, тапки, собака, брошка, рубашка…
Постановка звука
Чаще всего твёрдый звук «Б» ставят:
- по подражанию: произносим БА–БА–БА, слегка раздувая щёки;
- от звука «П»: добавляем голос, ощущая вибрацию голоса при произнесении;
- на базе звука «У»: малыш произносит звук «У-у-у», а мама или логопед вызывает вибрацию, проводя пальцем вверх–вниз по губам ребёнка.
При правильном произнесении (артикуляции) твёрдого звука «Б»:
- губы смыкаются;
- под напором выдыхаемого воздуха взрывается смычка;
- положение языка зависит от следующего звука;
- мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос;
- голосовые связки сомкнуты и вибрируют.
Автоматизация звука
Процесс постепенного и последовательного введение нового (поставленного) звука в слоги, слова, предложения и наконец, в самостоятельную речь ребёнка называется автоматизацией. Спешить и нарушать последовательность процесса автоматизации нельзя. Так, если малышу ещё трудно медленно произнести новый для него звук в отдельных словах, то требовать от него произносить целые предложения или даже сразу правильно использовать закрепляемый звук в повседневной речи просто бессмысленно.
Ниже вы найдете примеры упражнений по автоматизации твёрдого звука «Б».
Автоматизация твёрдого звука «Б» в прямых слогах:
- бо — ба — бу
- ба — бо — бу
- бэ — бы — ба
- ба — бо — бы
- бу — бы — ба
- ба — бо — бу
Автоматизация твёрдого звука «Б» в обратных слогах:
- абма — обма — убма
- ыбма — обма — ыбма
- убма — эбма — обма
- обма — абма — ыбма
- эбма — обма — абма
- абма — умба — обма
Автоматизация твёрдого звука «Б» в интервокальной позиции:
- аба — обы — эбу
- эбэ — обо — убу
- обо — убу — ыбы
- аба — обо — ыбы
- обо — аба — ыбы
- ыбы — эбэ — аба
Автоматизация твёрдого звука «Б» в слогах со стечением согласных:
- бру — бру — бру
- бро — бро — бро
- бра — бра — бра
- брэ — брэ — брэ
- брэ — бра — бро
- бру — бро — бра
Автоматизация твёрдого звука «Б» в словах:
Будильник, бумага, борт, босой, баня, базар, бобы, борода, балет, болото, букет, богач, бык, бачок, бал, болт, бусинка, бочка.
Автоматизация твёрдого звука «Б» в словосочетаниях:
Борт корабля, у забора бобы, сдобная булка, большой букет, башню разобрали, бордовый бант, рыбы в банке, собачья будка, забросить шайбу.
Автоматизация твёрдого звука «Б» в чистоговорках:
- Ба–ба–ба, Ба–ба–ба — новая труба.
- Ба–бо–ба, Ба–бо–ба — у меня болит губа.
- Бу–бы–ба, Бу–бы–ба — из окна торчит труба.
- Бы–бу–бы, Бы–бу–бы — дали мне поесть бобы.
- Бу–бу–бу, Бу–бу–бу — Дядя, дайте мне трубу.
- Аб–аб–аб, Аб–аб–аб — тянет клешни краб.
Автоматизация твёрдого звука «Б» в предложениях:
Балерина была на балу. Боря ел кабачки. На столе большая банка с бобами. Я буду работать булочником. На блюде бананы и арбуз. Ботинки быстро намокли. Под дубом стоит бочка.
Автоматизация твёрдого звука «Б» в стихах:
Буква Б проснётся рано.
Буква Б — бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь, Борис Бобров!
(В. Степанов)
Автоматизация твёрдого звука «Б» в рассказах:
«ЛЕСНЫЕ МУЗЫКАНТЫ»
Купил баран на базаре барабан, сел на бревно под берёзой и ну лупить: бум! бум! бум!!!
Подошёл барсук с баяном:
— Можно с тобой вместе поиграть?
— Конечно, можно! — обрадовался баран.
Тут еще бобер с балалайкой и бурундук с бубном подоспели. Уселись рядком на бревно и давай играть, кто громче. Такой тарарам подняли — все звери сбежались.
— Нельзя ли потише? — просят звери.
А музыканты еще громче заиграли. Тут вышла белочка:
— Если вы не будете играть, мы вам бубликов дадим.
Вот так баран, барсук, бобер и бурундук стали ходить по лесам и со всех бублики да баранки требовать.
— Если не принесете, — грозят, — как заиграем — вам же хуже будет.
Хорошо зажили музыканты. Но вот однажды подошли они к бегемоту и давай играть да орать!
— «Ну, — думают, — наедимся сейчас бубликов!»
А у бегемота шкура толстая.
— Бис, — бурчит, — браво! Бейте громче, ребята.
Уж ребята били, били да оглохли сами. Бросили свои инструменты, и с тех пор в лесу тишина…
(Г. Юдин)
Источники:
- «Логопедия для дошкольников. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф», Л. Н. Зуева;
- «Тетрадь для закрепления произношения звуков П, Пь, Б, Бь, Ф, Фь, В, Вь, Т, Ть, Д, Дь», Н. В. Гальская;
- «Звуки П, Пь, Б, Бь. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5–7 лет», О. В. Егорова;
- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева;
- «Русский язык. Учимся играя», В. В. Волина;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.