Общее недоразвитие речи

Общее недоразвитие речи (ОНР) — речевое нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и интеллектом нарушено произношение и различение звуков, страдает словообразование и словоизменение, не развита связная речь.

Выделяют три уровня общего недоразвития речи у дошкольников.

1-й уровень ОНР

ОНР первого уровня (безречевые дети) — характеризуется полным отсутствием речи у ребёнка, либо наличием лишь её элементов: лепет, односложные предложения, смысл которых вне конкретной ситуации непонятен.

Признаки ОНР первого уровня:

  • Активный словарь ребёнка состоит из небольшого числа звукоподражаний (лепетных слов): «туту́» — поезд, «ля́ля» — кукла. Слова часто сопровождаются жестами.
  • Одними и теми же словами малыш обозначает несколько понятий: «биби́» — это и машина, и самолёт, и пароход.
  • Вместо глаголов (названий действий) ребёнок употребляет существительные (названия предметов): «туй» (стул) — сидеть и наоборот: «пать» (спать) — кровать.
  • Отсутствует фразовая речь, малыш использует односложные слова–предложения, например, «Дай» может означать «Дай куклу».
  • Речь ребёнка смазанная, он не может произнести большинство звуков.

2-й уровень ОНР

ОНР второго уровня (начатки общеупотребительной речи) — наряду с лепетом и жестами, в речи ребёнка появляются простые предложения, состоящие из 2–3 слов.

Признаки ОНР второго уровня:

  • В речи малыша присутствует много слов: существительные, глаголы и прилагательные, некоторые числительные, наречия и предлоги, но используемые слова часто искажены: «обуйсик» — огурчик, «абата» — собака.
  • Хоть в речи и присутствуют двух и трехсловные фразы, они характеризуются неумением ребёнка грамматически правильно изменять слова и строить предложения: «Кадас ледит аепка» — «Карандаш лежит в коробке».
  • В речи малыша предлоги часто опускаются, хотя иногда проявляются их лепетные варианты: «Ника ези, а той» — «Книга лежит на столе».
  • В речи нарушается согласование глаголов и существительных: «Мальчик сидят» — «Мальчик сидит», «Иса безал» — «Лиса бежала».
  • Ребенок неправильно согласовывает прилагательные с существительными: «Касный звезда» — «Красная звезда».
  • В речи отсутствуют или искажаются формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода.
  • Ребёнок не может произнести от 16 до 20 звуков.
  • Малышу трудно произносить слова состоящие из двух–трёх и более слогов, нарушается их последовательность, переставляются, опускаются или добавляются слоги: «Вимедь» — «Медведь», «Лисипед» — «Велосипед».
  • Рассказ по картинке строится ребёнком примитивно и сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

3-й уровень ОНР

ОНР третьего уровня — характеризуется развернутой речью у ребёнка, имеющиеся нарушения в речи касаются в основном построения сложных предложений.

Признаки ОНР третьего уровня:

  • Малыш пользуется в основном простыми предложениями.
  • Структура построения предложений может нарушаться: «Папа забивает картину» — «Папа забивает гвоздь для картины».
  • В речи присутствует незначительно число ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам. Ребёнок может неправильно употреблять формы множественного числа: «вёдры» — «вёдра», «ухи» — «уши», смешивать падежные окончания существительных мужского и женского рода: «Лежит тапка» — «Лежит тапок», неправильно согласовывать существительные с прилагательными: «Красная солнце» — «Красное солнце», числительные с существительными: «пять ёлки» — «Пять ёлок».
  • Малыш недостаточно понимает сложные предлоги, упрощает их: «из стола» — «из-за стола».
  • Словарный запас малыша достаточно развит, но содержит пробелы, например, он может не знать таких частей тела, как локоть, веки, переносица, не понимает значений слов «озеро», «ручей» и т. п.
  • Присутствуют ошибки в словообразовании, ребёнок неправильно образует уменьшительно–ласкательные формы: «стулик» — «стульчик», относительные прилагательные: «кожевый» — «кожаный», притяжательных прилагательных: «медведин хвост» — «медвежий хвост».
  • Присутствуют дефекты в произношении сложных звуков, например, «Р» или «Л».
  • При пересказе малыш переставляет местами части рассказа, пропускает важные моменты сюжета.
  • Ребёнок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, испытывает сложности в подборе картинки на заданный звук.

Коррекция ОНР

При общем недоразвитии речи наиболее эффективна комплексная коррекционная работа — совмещение систематических занятий с логопедом и логопедического массажа, способствующего нормализации речевых мышц для улучшения звукопроизношения.

Успешное преодоление ОНР (прогноз) зависит от степени нарушения и времени диагностики.