Логопед для ребёнка с ОНР
Общее недоразвитие речи (ОНР) — речевое нарушение, при котором у ребенка с нормальным слухом и интеллектом нарушено произношение и различение звуков, страдает словообразование и словоизменение, не развита связная речь.
Успешное преодоление ОНР зависит от степени нарушения и своевременной диагностики речевого нарушения.
- Стоимость: 1600 руб
- Продолжительность: 30 мин
- Формат: онлайн
Уровни ОНР
ОНР первого уровня (безречевые дети) — характеризуется полным отсутствием речи у ребёнка, либо наличием лишь её элементов: лепет, односложные предложения, смысл которых вне конкретной ситуации непонятен.
Признаки ОНР первого уровня:
- Активный словарь ребёнка состоит из небольшого числа звукоподражаний (лепетных слов): «туту́» — поезд, «ля́ля» — кукла. Слова часто сопровождаются жестами.
- Одними и теми же словами малыш обозначает несколько понятий: «биби́» — это и машина, и самолёт, и пароход.
- Вместо глаголов (названий действий) ребёнок употребляет существительные (названия предметов): «туй» (стул) — сидеть и наоборот: «пать» (спать) — кровать.
- Отсутствует фразовая речь, малыш использует односложные слова–предложения, например, «Дай» может означать «Дай куклу».
- Речь ребёнка смазанная, он не может произнести большинство звуков.
ОНР второго уровня (начатки общеупотребительной речи) — наряду с лепетом и жестами, в речи ребёнка появляются простые предложения, состоящие из 2–3 слов.
Признаки ОНР второго уровня:
- В речи малыша присутствует много слов: существительные, глаголы и прилагательные, некоторые числительные, наречия и предлоги, но используемые слова часто искажены: «обуйсик» — огурчик, «абата» — собака.
- Хоть в речи и присутствуют двух и трехсловные фразы, они характеризуются неумением ребёнка грамматически правильно изменять слова и строить предложения: «Кадас ледит аепка» — «Карандаш лежит в коробке».
- В речи малыша предлоги часто опускаются, хотя иногда проявляются их лепетные варианты: «Ника ези, а той» — «Книга лежит на столе».
- В речи нарушается согласование глаголов и существительных: «Мальчик сидят» — «Мальчик сидит», «Иса безал» — «Лиса бежала».
- Ребенок неправильно согласовывает прилагательные с существительными: «Касный звезда» — «Красная звезда».
- В речи отсутствуют или искажаются формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода.
- Ребёнок не может произнести от 16 до 20 звуков.
- Малышу трудно произносить слова состоящие из двух–трёх и более слогов, нарушается их последовательность, переставляются, опускаются или добавляются слоги: «Вимедь» — «Медведь», «Лисипед» — «Велосипед».
- Рассказ по картинке строится ребёнком примитивно и сводится к перечислению увиденных событий и предметов.
ОНР третьего уровня — характеризуется развернутой речью у ребёнка, имеющиеся нарушения в речи касаются в основном построения сложных предложений.
Признаки ОНР третьего уровня:
- Малыш пользуется в основном простыми предложениями.
- Структура построения предложений может нарушаться: «Папа забивает картину» — «Папа забивает гвоздь для картины».
- В речи присутствует незначительно число ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам. Ребёнок может неправильно употреблять формы множественного числа: «вёдры» — «вёдра», «ухи» — «уши», смешивать падежные окончания существительных мужского и женского рода: «Лежит тапка» — «Лежит тапок», неправильно согласовывать существительные с прилагательными: «Красная солнце» — «Красное солнце», числительные с существительными: «пять ёлки» — «Пять ёлок».
- Малыш недостаточно понимает сложные предлоги, упрощает их: «из стола» — «из-за стола».
- Словарный запас малыша достаточно развит, но содержит пробелы, например, он может не знать таких частей тела, как локоть, веки, переносица, не понимает значений слов «озеро», «ручей» и т. п.
- Присутствуют ошибки в словообразовании, ребёнок неправильно образует уменьшительно–ласкательные формы: «стулик» — «стульчик», относительные прилагательные: «кожевый» — «кожаный», притяжательных прилагательных: «медведин хвост» — «медвежий хвост».
- Присутствуют дефекты в произношении сложных звуков, например, «Р» или «Л».
- При пересказе малыш переставляет местами части рассказа, пропускает важные моменты сюжета.
- Ребёнок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, испытывает сложности в подборе картинки на заданный звук.