Игры на фонематический слух
Сегодня я хотела бы поговорить про игры, направленные на развитие фонематического слуха у дошкольников. Но прежде, чем переходить непосредственно к играм, несколько слов о том, что такое фонематический слух и почему важно заниматься его развитием.
Фонематический слух, что это?
Фонематический слух это способность малыша слышать и правильно воспринимать звуки родной речи. При нарушении фонематического слуха малыш часто не различает близкие по звучанию звуки. Мозг малыша как-бы не слышит (искажает) то, что слышат его уши и слова с похожими звуками звучат для малыша совершенно одинаково, так мишка у него превращается в миску, крыса в крышу, а коса в козу.
Неразвитый фонематический слух часто становится причиной неправильного произношения у дошкольников, а также оборачивается проблемами в освоении чтения и письма у младших школьников.
Игры на развитие слухового внимания для самых маленьких и даже неговорящих детей
Игра «Отгадай что звучит»
Для игры потребуются детские музыкальные инструменты, например, барабан, дудочка, бубен или любые другие игрушки, которые производят характерные звуки, например, погремушка, трещотка, колокольчик. Игрушки и звуки которые они издают должны быть знакомы малышу. Если это новая игрушка, то перед началом игры обязательно покажите её малышу, дайте её потрогать и послушать как она звучит.
Как играть: Мама или папа за ширмой (так чтобы малыш не видел какая игрушка у них в руках) звенит колокольчиком, трещит трещоткой или другой игрушкой и предлагает малышу отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть яркими и контрастными, такими, чтобы ребенок мог их отгадать. Если дома нет ширмы, или вы играете на улице, можно просто предложить малышу отвернуться или сесть спиной к взрослому.
Игра «Хорошая погода»
Для игры нам потребуется детский зонтик, бубен или погремушка, которая издает характерный громкий звук.
Как играть: Мама или папа говорят малышу, что он идёт на прогулку. Сейчас погода хорошая, светит солнце и он может ходить, бегать, веселиться, но если малыш услышит звук бубна, значит пошёл дождик и он должен со всех ног бежать и прятаться под зонтик. Объясните малышу, что он должен внимательно слушать бубен и в зависимости от того звучит он или нет, гулять или прятаться. Эта игра очень весёлая и очень нравится малышам.
Игра «Угадай кто кричит»
Если раньше для этой игры родителям нужно было найти картинки животных и подражать их голосам, то теперь всё стало намного проще. В любом книжном или детском магазине можно купить говорящую книгу голоса животных.
Как играть: Малыш вместе с родителями рассматривает картинки и слушает как разговаривают животные. Затем мама или папа не показывая картинки просят малыша послушать голоса животных и угадать кто пришёл к нему в гости.
Игра «Жмурки»
Вариант игры для самых маленьких: Для игры нам понадобится колокольчик. Малыш закрывает глаза, а мама или папа тихонько встает в стороне от малыша и звенит в колокольчик. Малыш должен не открывая глаз повернуться в сторону взрослого и показать рукой откуда доносится звон.
С малышами постарше можно играть в классические жмурки, когда малышу завязывают платком глаза и он должен поймать взрослого, который привлекает внимание малыша хлопая в ладоши.
Игра «Иди или беги»
Для игры нам понадобится бубен или погремушка, которая издаёт характерных громкий звук. Под тихих звук бубна малыш идёт по кругу на носочках, под громкий — идёт шагом, а под очень громкий — бежит.
Игры для развития фонематического слуха у детей старше 3 лет
Игра «Поймай звук в ладошки»
Мама или папа громко и чётко несколько раз произносят отрабатываемый звук, например, звук «Л». Затем взрослый начинает проговаривать цепочку звуков, например такую, «А», «У», «Л», «О», «С», «Н», «Л» и так далее, и когда малыш слышит звук Л, он должен хлопнуть в ладоши. «А», «У», «Л», «О», «С», «Л».
После того как малыш научился выделять звук в цепочке отдельных звуков, игру можно усложнить, предлагая малышу ловить слоги и слова. Например, хлопай в ладоши когда услышишь слог «ЛА». Поехали, «ЛУ», «ЛО», «ЛА», «ЛЫ», «ЛА», «ОЛ». Или, хлопай в ладоши, когда услышишь слова в которых есть звук «Л». Поехали, «Кошка», «Дом», «Ложка», «Ножницы», «Колодец», «Уши».
«Игра в слова»
Хорошо известная с детства всем родителям «Игра в города» тоже подойдёт для развитие фонематического слуха. Мы просто адаптируем эту игру для малышей и просим их называть не города, а любое слов на тот звук, на который оканчивается слово предыдущего участника. Прелесть этой игры в том, что так малыш не только развивает фонематический слух, учась слышать и подбирать слова на определённый звук, но и расширяет свой словарный запас.
Упражнение «Рифмовка-перепутанка»
Малыш внимательно слушает рифмовку-перепутанки и старается правильно заменить перепутанные слова.
- Жаркий наступил … ПЕНЕК.
Маша села на… ДЕНЕК. - У Тани голубые …ЛАПКИ.
Когтистые у кошки… ТАПКИ. - Съел я овощной … ХАЛАТ.
А потом надел … САЛАТ. - Попал в тарелку черный … ГОЛОС.
Но тут раздался громкий … ВОЛОС. - От конфет остались … БАНТИКИ.
Завяжу на платье … ФАНТИКИ. - Полозку рядом с печкой … КОЛЕНО.
И помажу зеленкой … ПОЛЕНО. - Я посуду мою … в КОЙКЕ.
Вечером читаю … в МОЙКЕ. - Заверну железный … БИНТ.
И куплю в аптеке … БИНТ.
Упражнение «Закончи рифмовку»
Малыш внимательно слушает незаконченную рифмовку и старается подобрать подходящее слово. Родители могут заранее подготовить картинки на недостающие слова.
- БИЛЕТ, БАЛЕТ, ПАКЕТ, БУКЕТ
Я тебе задачу дам
Все расставить по местам.
В кассе я куплю …
И отправлюсь на …
У меня с собой …
В нем лежит большой … - БУТОН, БАТОН, ПИТОН, БЕТОН
Я тебе задачу дам
Все расставить по местам.
В булочной куплю …
В зоопарке жил …
Распускается …Нужен для дорог … - КАТОК, ПОТОК, МОТОК, ВЕНОК
Я тебе задачу дам
Все расставить по местам.
Что стащил игривый кот? …
Таня девочкам плетет? …
С гор спускается, течет? …
Что за скользкий, ровный лед? …
Источники:
- «Основы логопедии», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
- «Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап», Т.А Ткаченко;
- «Логопедия», Е. Н. Краузе.