Логопед для ребёнка с Дислалией
Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом, чувствительностью и двигательной активностью речевого аппарата. У ребёнка с дислалией достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, его речь чёткая и не смазанная, но он неправильно произносит отдельные звуки.
Успешность и сроки преодоления дислалии зависят от сложности дефекта, возраста, индивидуальных особенностей малыша и регулярности занятий.
Формы (виды) дислалии
С учетом количества нарушенных звуков дислалия бывает:
- простой (мономорфной) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (с, з, ц или ш, ж, ч);
- сложной (полиморфной) — страдает несколько звуков из разных групп (с, р, к, ш).
В зависимости от причин возникновения нарушений звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию.
Механическая дислалия — обусловлена наследственными, врождёнными или приобретёнными дефектами органов дыхания и речи.
Причины механической дислалии:
- органические — особенности строения языка, дёсен, зубов;
- наследственные — передаются из поколения в поколение: редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть;
- врождённые — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития ребёнка;
- приобретённые — дефекты, возникшие в момент родов и в течение последующей жизни.
Функциональная дислалия — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы.
Причины функциональной дислалии:
- физическая и неврологическая ослабленность организма ребёнка из-за длительных хронических заболеваний: расстройство пищеварения, частые простудные заболевания;
- педагогическая запущенность: родители не исправляют недостатки в речи малыша и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения;
- двуязычие в семьи: родители разговаривают на разных языках, ребёнок «вставляет» в один язык другой;
- подражание малыша неправильной речи взрослых: торопливой, косноязычной, диалектной, подражание взрослых детскому лепету — «сюсюканье»;
- недоразвитие фонематического слуха — способности различать части речи, при сохранении физического слуха.
Физиологическая (возрастная) дислалия — нарушение звукопроизношения у детей до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции: губ, языка, зубов, челюстей. В возрасте 5—6 лет возрастная дислалия проходит сама.
Симптомы (проявление) дислалии
Дислалия проявляется в форме нарушения произношения:
- свистящих и шипящих звуков или их затруднённом произношении;
- сонорных звуков р, рь, л, ль (картавость);
- заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь;
- звука «й»,
а также дефектов:
- звонкости — замена звонких согласных глухими или их смешение;
- и мягкости — замена мягких согласных твёрдыми или их смешение.