Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом, чувствительностью и двигательной активностью речевого аппарата. У ребёнка с дислалией достаточный словарный запас, он правильно строит предложения, его речь чёткая и не смазанная, но он неправильно произносит отдельные звуки.

Формы (виды) дислалии

С учетом количества нарушенных звуков дислалия бывает:

  • простой (мономорфной) — страдает один звук или несколько звуков из одной группы (с, з, ц или ш, ж, ч);
  • сложной (полиморфной) — страдает несколько звуков из разных групп (с, р, к, ш).

В зависимости от причин возникновения нарушений звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию.

Механическая дислалия — обусловлена наследственными, врождёнными или приобретёнными дефектами органов дыхания и речи.

Причины механической дислалии:

  • органические — особенности строения языка, дёсен, зубов;
  • наследственные — передаются из поколения в поколение: редкие зубы, выдвинутая вперед нижняя челюсть;
  • врождённые — дефекты, сформировавшиеся в период внутриутробного развития ребёнка;
  • приобретённые — дефекты, возникшие в момент родов и в течение последующей жизни.

Функциональная дислалия — нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы.

Причины функциональной дислалии:

  • физическая и неврологическая ослабленность организма ребёнка из-за длительных хронических заболеваний: расстройство пищеварения, частые простудные заболевания;
  • педагогическая запущенность: родители не исправляют недостатки в речи малыша и не демонстрируют образцов правильного звукопроизношения;
  • двуязычие в семьи: родители разговаривают на разных языках, ребёнок «вставляет» в один язык другой;
  • подражание малыша неправильной речи взрослых: торопливой, косноязычной, диалектной, подражание взрослых детскому лепету — «сюсюканье»;
  • недоразвитие фонематического слуха — способности различать части речи, при сохранении физического слуха.

Выделяют ещё одну форму дислалии — физиологическую (возрастную). При физиологической дислалии нарушение звукопроизношения у детей до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции: губ, языка, зубов, челюстей. В возрасте 5—6 лет возрастная дислалия проходит сама.

Симптомы (проявление) дислалии

Дислалия проявляется в форме нарушения произношения:

  • свистящих и шипящих звуков или их затруднённом произношении;
  • сонорных звуков р, рь, л, ль (картавость);
  • заднеязычных звуков г, гь, к, кь, х, хь;
  • звука «й»,

а также дефектов:

  • звонкости — замена звонких согласных глухими или их смешение;
  • и мягкости — замена мягких согласных твёрдыми или их смешение.

Коррекция дислалии

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии зависят от сложности дефекта, возраста и индивидуальных особенностей малыша, регулярности занятий и активного участия родителей в процессе выполнения домашних заданий.