Логопедическое обследование речи ребёнка

Логопедическое обследование речи ребёнка
Видео «Логопедическое обследование речи ребёнка»

Сегодня я хотела бы поговорить о логопедическом обследовании речи малышей, которое логопед проводит на первом занятии, о том, как подготовить малыша к этому занятию, и почему не получиться пропустить диагностику и сразу приступить к постановке звуков.

Как подготовиться к диагностике

Итак, первое знакомство малыша и логопеда — это диагностика. Может быть это звучит немного устрашающе и напоминает поход к врачу, но бояться здесь нечего. Диагностика проходит в виде интересной игры-беседы логопеда с малышом и совершенно не похожа на медицинскую процедуру. Если вы решили посещать мои занятия, то я рекомендую родителям рассказать малышу о предстоящей диагностике примерно следующее: «Мы сегодня познакомимся с тётей Леной. Она добрый детский логопед и помогает малышам научиться правильно говорить. Ты с ней немного поиграешь, она будет загадывать загадки, покажет интересные картинки. Если тебе всё понравится, то мы придём к ней на занятия ещё. Договорились?».

Никак специально готовить малыша к диагностике не надо. Если малыш переживает, то разрешите взять на занятие его любимую игрушку и скажите, что всё занятие вы будете рядом с ним и никуда не уйдете.

Нужна ли мама на диагностике

Нужна ли мама на диагностике? Я считаю, что да, нужна. Так мама может сама оценить нравится ли малышу заниматься, что у него получается, а что нет, поддержать малыша если он волнуется. Присутствуя на занятии не бойтесь и не стесняйтесь, что у малыша что-то не получается или он что-то забыл. Помните, что вы пришли не на итоговый экзамен, где важны оценки. На диагностике мы стараемся выявить слабые стороны в речи малыша над которыми будем работать в дальнейшем. Но это вовсе не значит, что мама должна всё занятие сидеть молча. Мама может иногда подсказать малышу, натолкнуть его на правильный ответ, здесь нет ничего страшного. Главное чтобы диагностика не превращалась в диалог мамы и логопеда.

Можно ли обойтись без диагностики

Давайте теперь немного поговорим о том, можно ли обойтись без диагностики. Я вижу как минимум две ситуации когда родители задаются этим вопросом: первая, когда родители знают какие проблемы у их малыша, и вторая, когда родители уже ходили к логопеду, но по каким-то причинам им приходится искать другого специалиста. К сожалению, обойтись без диагностики в этих случаях не получиться. Давайте попробуем разобраться почему.

В первом случае, когда родители обращаются к логопеду с конкретной проблемой, мама можете просто не догадываться (не слышать), что её малыш неправильно произносит другие, менее ярко выраженные звуки, которые тоже надо исправлять. Кроме того, чтобы приступить непосредственно к постановке звука, надо понимать насколько развит речевой аппарат малыша и готов ли он к правильному произношению звуков. Вот к примеру, лишь небольшая часть того, что логопед проверяет на диагностике:

  • звукопроизношение — правильно ли малыш произносит звуки родного языка в словах и предложениях;
  • фонематических слух — правильно ли воспринимает малыш похожие на слух звуки;
  • словарный запас — знание и умения малыша пользоваться обобщающими словами, предлогами, множественным числом;
  • самостоятельную речь — может ли малыш составить рассказ по картинке или рассказать о том, чем он занимался сегодня утром;
  • кроме того обследуется артикуляционный аппарат, мелкая моторика и это ещё далеко не полный список.

Ещё раз хочу отметить, не стоит пугаться, если вы заранее знаете, что ваш малыш не может, что-то из того о чём я только что рассказала. Как я уже говорила, диагностика это не экзамен, да и уровень сложности заданий зависит от возраста малыша, и логопед не будет требовать от четырехлетнего ребенка выполнить задания для детей шести — семи лет.

Давайте теперь поговорим о второй ситуации, когда родители, по каким-то причинам, вынуждены искать другого специалиста. Можно ли здесь обойтись без диагностики? И опять ответ нет. Во-первых, не ставя под сомнение квалификацию других логопедов, я не готова начинать работу по постановке звуков, основываясь на обследовании незнакомого мне человека. А во-вторых, не стоит думать, что диагностика это потерянное время. На диагностике логопед не только оценивает, что малыш не может, но и то, к постановке каких звуков он уже готов. Так если я вижу, что у малыша может получиться поставить новый звук, мы пробуем это сделать прямо на первом занятии. Сразу оговорюсь, чтобы никого зря не обнадеживать, так получается далеко не всегда.

Вот наверное и всё, чем я хотела поделиться с вами сегодня. Надеюсь, что если вы планируете водить малыша на мои занятия, то я смогла вам вкратце рассказать о том, чего ожидать от первого занятия и почему я всегда начинаю знакомство с малышом с диагностики.

И последнее. Хоть логопеды и отводят под диагностику только первое занятие, на самом деле диагностика на этом не заканчивается. Просто невозможно провести обследование всех сторон речи малыша за одно занятие как бы нам этого не хотелось. Малыш может стесняться или быть в плохом настроении, поэтому дальнейшие занятия могут внести свои коррективы в первоначальную «карту» выявленных речевых нарушений у малыша.