Автоматизация мягкого звука «Рь» предложениях
Речевой материал для автоматизации мягкого звука «Рь» в предложениях: более 150 предложений для логопедических занятий с дошкольниками и младшими школьниками по введению мягкого звука [Р'] в речь. В подборке отсутствуют предложения с твёрдым звуком «Р». Для удобства работы, все предложения разбиты на группы по количеству слов с мягким звуком «Рь».
В предложении 1 слово со звуком «Рь»
- У тебя в глазу соринка. На полу лежит коврик. Я наловил корюшки. Хулиганы сломали дерево. Вкус у лимона был горьковатый. На Катю напала дрёма. У меня есть секрет. Я обожаю куриный суп. Мне купили букварь. Я учусь рисованию.
- Телескоп стоял на треноге. Надо грести сильнее. Такого результата никто не ожидал. У меня есть фонарик. Максим прилетел на самолёте. Я люблю гречку. В сентябре я пойду в школу. На море штиль. На доме висит реклама. На улице зажгли фонарь.
- Это бабушкино трюмо. Дедушка спустился в погреб. Я познакомился с Варей. Посмотри в бинокль. На улице грязно. Ярик опоздал на занятия. Папа уехал в рейс. В клетке сидел хорёк. В небе летал гриф. Щенка звали Крепыш.
В предложении 2 слова со звуком «Рь»
- У Гриши живет хорёк. Рябчик и ястреб — птицы. Катя прибежала третьей. Саша пришла вовремя. Три умножить на сто будет триста. Во дворе натянута верёвка. Встреча назначена на четыре. В мае цветёт сирень и черёмуха. Ребята бегут по бревну. Эта дверь скрипит.
- У Бори фонарик. Серёжа съел пряник. Ерёма гнал бурёнок на луг. Моряк уходит в рейс. Мама сварила суп с фрикадельками. Кате подарили матрёшку. У Ларисы отец — токарь. В трюме жила зверюшка. Ремонт будет в январе. На рельсах стояла дрезина.
- Хорёк — дикий зверёк. Ваня потерял букварь. Декабрь и январь — зимние месяцы. Мою сестрёнку зовут Марина. Валерий решает задачи. На зарядку все подряд. На Варе новые брюки. Марина ест орехи. Горит восток зарею новой. У Андрея ирисы.
В предложении 3 слова со звуком «Рь»
- Во дворе цветут берёзы и рябины. Запряженная карета несется нам навстречу. Ребята резвились на пустыре. Он говорит прямо и резко. Кривому и прямое криво. Арина нарезала редис. Не бери папину бритву — порежешься!. Андрей и Марина едят пряники. В ведре варятся подберёзовики. Корягу прибило к берегу.
- В Сибири много редких зверей. Марине подарили янтари. Ирина варит курицу. Арина приводит комнату в порядок. Мама принесёт грецкие орехи. На реке ныряют ребята. Бриг идёт прямо в Британию. Варя режет редиску. Пекарь принес кекс с орехами. Над дверью горит фонарь.
- Моряк уже рядом с берегом. Надо быстрее решить ребус. В доме Бориса скрипучие двери. Порядок бережёт время. Кричат ревуны на линкоре. Ирина, перетряхни перину. Рита сварит суп из курицы. Пряха прядет пряжу. Андрюше примерим брюки. На Гришином шарике сидят комарики.
В предложении 4 слова со звуком «Рь»
- Андрей подарил Марине хризантемы. Старичок крепко задремал под рябиной. Боре купили брикет крем брюле. Марина варит курицу с рисом. В букваре у Арины интересные рисунки. Борис ныряет с берега в речку. Перед тем как варить варенье, нужно сварить компот. У Ирины — мандарины, а у Вари — пряники. Серёжа и Игорь рисуют снегирей. Рюкзак Марины набит туристским снаряжением.
- Ветки у берёзы на берегу реки срезали. На берегу реки деревянная пристань. У варенья сваренного из черёмухи приятный вкус. Рита соберёт рябину в решето. Серёжа и Борис смотрели книгу о богатырях. Андрей Андреевич — коренной харьковчанин. На грядке поспела репа, редька и редиска. Молния ударила в ствол берёзы — теперь там трещина. В перелеске за деревней мы наломали веток сирени и черёмухи. Отряд перешёл речку по бревну.
- Ирина и Варя идут на утреннюю зарядку. К Серёже на брюки прицепился репейник. Григорий Григорьевич — коренной рижанин. Марине подарили сиреневый берет. Варя варит варенье из абрикосов. По речному берегу идут туристы с рюкзаками. Возьми тряпку и вытри резиновые сапоги — они грязные. Рита дарит Борису фонарик. На берегу реки стоит кудрявая берёза. Ирине подарили серьги с янтарём.
В предложении 5 слов со звуком «Рь»
- Фрегат приплыл в Ригу из Баренцева море. Ирина нарисовала на рисунке море и белый бриг. Вперёд через мост за рядом ряд идёт отряд. Поварёнок решил приготовил жареные гребешки. Марина приобрела в ларьке манекен моряка в парике. Деревенские ребятишки прятались в каневе рядом с деревянным колодцем. Серёжа варил подберёзовики по секретному рецепту. Марина решила приехать в деревню со своим рюкзачком. На перемене ребята бегают, кричат и прячутся во дворе. Марина придумала интересный ребус для Гриши.
- Рита подарила Борису снегиря в серебряной клетке. Ребята высадили на пустыре берёзы, рябины и сирень. Борина сестрёнка притащила в комнату трещотку и начала трещать. Царь приказал приготовить ему на ужин варёные креветки. В летнем лагере по специальному сигналу ребята стремглав бегут на утреннюю зарядку. Поварята варят варенье по старинному рецепту. У Ирины в рюкзаке редиска, перец и редька. Марина решила приготовить на обед рис с грибами. Рита подарила Вере передник с рюшками. Арина приготовила курицу и винегрет с грибами.
- Боря решил переделать приёмник для своей сестрёнки. Ребята посадили на грядках редиску, репу и брюкву. Сережа и Гриша — товарищи, но иногда спорят и даже ссорятся. Борец принес на арену гирю и бревно. На речном берегу туристы жарят пескарей. На рисовании Рита нарисовала снегиря на березе. Рита потеряла во дворе свои дырявые варежки. Кудрявый поварёнок варит варенье из черёмухи. На море рябь, моряки говорят, что будет буря. На соревнованиях Боря грёб сильнее всех, но смог прийти только третьим.
Источники:
- «Логопедическое пособие для детей», А. И. Богомолова;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова;
- «Автоматизация и дифференциация звуков у детей с легкой дизартрией», Л. И. Загляда, Т. А. Стрекатова.