Автоматизация звука «Р» в предложениях
Речевой материал для автоматизации твёрдого звука «Р» в предложениях: более 150 предложений для логопедических занятий с дошкольниками и младшими школьниками по введению твёрдого звука [Р] в речь. В подборке отсутствуют предложения с мягким звуком «Рь». Для удобства работы, все предложения разбиты на группы по количеству слов с твёрдым звуком «Р».
В предложении 1 слово со звуком «Р»
- На стене висит карта. Юра ещё спит. Вова — эрудит. Нож — это холодное оружие. Моя рация сломалась. Сегодня мы встали рано. Это мой школьный ранец. Вот футляр от твоих очков. В субботу будет базар. Мне купили новую гитару. Оля чистит ковёр.
- Это самая большая пирамида. Наша тёрка сломалась. У меня в комнате зелёные шторы. В небе летал коршун. Папа ушёл в гараж. Сегодня очень жарко. Это моя парта. Давай сыграем в шахматы. Большая отара овец. Свекла сильно подорожала. Мою сестру зовут Света.
- Мы идём на рынок. Мороженое делают из молока. Саша ест сладкий горох. Маша, расскажи стишок. Илья метёт двор. Я сегодня дежурный. На пальме сидит мартышка. На днях обещают заморозки. Я живу на ферме. Катя пролила компот. Я видел белого кролика.
В предложении 2 слова со звуком «Р»
- Папин грузовик стоит в гараже. В маминой сумке огурцы и помидоры. Егор идёт на дежурство. Корова живёт в сарае. Лена и Вера — старые подруги. На ферме пожар. Тарас ловит карасей. Насыпь в кефир сахар. Эта дорога ведёт в город. У Егора высокая температура. Ворона клюёт кукурузу. У машины разбита фара.
- Мама у Марты — доктор. В корзине арбузы. У моей рубашки длинные рукава. Ракушки рассыпались по песку. Буратино увидел муравья. Рома сбежал с урока. На пароходе много детворы. На небе разноцветная радуга. Тамара печёт пирог. Роме купили аккордеон. Ира пасёт бабушкину корову. Воробей испугался вороны.
- В саду распустились розы. Жора купил гитару. Зимой мы черпаем воду из проруби. В оконной раме разбили стекло. Сороконожка ползёт по дорожке. Коля обронил свою куртку. Юра не боится мороза. На парте лежат книги и тетради. Мурка за мышкой, а мышка в норку. Зимой в парке делают горку. На опушке порхают яркие бабочки.
В предложении 3 слова со звуком «Р»
- В порту разгружаются пароходы. Рома поехал к родственникам в Ростов. Персик — это фрукт, а арбуз — это ягода. Барабанщик громко барабанит. В пруду за огородом живут карпы. Тамара и Вера давние подруги. У вороны и ворона воронята. У Веры порвался новый сарафан. Маруся собирает спелые помидоры. Кто-то порвал эту страницу романа. У Иры большая и красивая брошка.
- Самара — старый город. У Юры в ранце тетради. Тамара испекла румяный каравай. Трубач трубит в трубу. У Раи букет из роз и ромашек. Тропинка обрывается у оврага. У нашего барана крутые рога. У Фёдора квартира на втором этаже. У Тамары есть красный карандаш. В нашем огороде растёт горох. У кота Матроскина корова Мурка.
- У Марата на руке родинка. Захарка дёргает за шнурок. Корова Розочка ест травку. В ручке старое перо. Рукавицу бросили в рукомойник. Мы собрали корзинку рыжиков. Воробей, ворона и сорока — птицы. Рома в саду собирает горох. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. В саду дорожка заросла травой. Маруся пролила чернила на платье.
В предложении 4 слова со звуком «Р»
- Жора ловко рубит дрова топором. Маруся в ванной стирает рубашку и фартук. Подорожник растёт вдоль дорог и тропинок. У Марго два карандаша: красный и розовый. Рая, Вера и Ира — мои лучшие подруги. У Артема мама работает врачом на скорой помощи. В руках у дяди Фёдора рубанок и топор. Моя сестра Ирочка играет с пирамидкой. Жора и Юра собирают в лесу рыжики. Клара написала рассказ про Карла. Рыбак ушёл на рыбалку рано утром.
- Лёша рвёт руками мокрую траву. Артур и Тимур сегодня играют врозь. Доярка Ирочка доит корову Розочку. Мастеру поручили срочную работу. Герман красит раму синей краской. У Шуры в руках розовые шары. Мирон работает в гараже шофёром. На фотографии мои друзья: Рома и Артём. У Олега игрушечный грузовик, там груши и кукуруза. Пираты зарыли сокровища на необитаемом острове. У рыбака Егора в ведёрке ерши.
- Чёрная ворона каркает на крыше. На нашем рынке продают разные фрукты. У нашего пруда растут красивые кедры. Юра громко барабанит в барабан. У нас в огороде все дорожки заросли травой. Чёрные грачи ходят по глубокой борозде за синим трактором. Целое утро мы бродили по старому городу. Рабочий грузит фрукты в грузовик. У Маруси есть красные и чёрные карандаши. Осётр, карп и ёрш — это рыбы. Ира рывком открыла форточку.
В предложении 5 слов со звуком «Р»
- Большой ворон размахивает крыльями и громко каркает. Рая поздно вечером рвала в роще ромашки. Вера, Рома и Ира собирают в лесу рыжики. Рома мгновенно проглотил вчерашний бутерброд с сыром. Марта раздаёт в классе тетради, ручки и карандаши. Рома одет в рубашку и шорты, а Маруся в сарафан. Вороны, сороки и воробьи живут в городских парках. Егор в саду рвёт крупные красные помидоры. У Ромы квартира на втором этаже, а у Жоры на четвертом. Старая черная ворона проворонила сыр. В огороде растут красные розы и розовые маки.
- У Кати в огороде растут: морковь, капуста, огурцы и петрушка. Вера любит овощное рагу из картошки, помидор и перца. Вероника обронила перчатку когда выходила из первого трамвая. Повар Пётр положил тростниковый сахар в тесто для торта. Любимые игрушки Артёма — это Чебурашка, бумеранг и Буратино. Ворона рассыпала все зёрна и крошки из кормушки. В цирке выступали акробаты и артисты с морскими котиками и моржами. В тетради Киры было много четвёрок, пятёрок и только одна тройка. Художник Карандаш запланировал завтра устроить выставку своих картин. Завтра Тамара с родителями идёт на экскурсию в Эрмитаж. Детеныши огромного хищного тигра играли друг с другом, как котята.
- Артём и Егор собрались сыграть в нарды. На завтрак Рома ел ватрушку с творогом. Российский боксёр одержал трудную победу. Завтра вечером мои родители собираются пойти в театр. Рома срубил в саду трухлявую грушу острым топором. Максим и Марк — друзья, а Вера и Рая — подруги. Оля хорошо играет на арфе, а Рома — на трубе. Мушкетеры храбро сражались с гвардейцами кардинала. Разница в росте между Аней и Юрой — четырнадцать сантиметров. К празднику двор украсили шарами и гирляндами. Раскрась эти картинки красным и оранжевым карандашами.
Источники:
- «Логопедическое пособие для детей», А. И. Богомолова;
- «Автоматизация и дифференциация звуков у детей с легкой дизартрией», Л. И. Загляда, Т. А. Стрекатова;
- «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях», Л. А. Комарова;
- «Логопедическая энциклопедия дошкольника», А. С. Герасимова, О. С. Жукова, В. Г. Кузнецова.